Импульс Севера – Зелёная школа
16+

Зелёная школа

Тема сохранения окружающей среды не теряет своей актуальности. Всё — от выброшенного пластикового стаканчика до сожжённого попутного газа на месторождениях — неизбежно отражается на состоянии природы. Поэтому повышение экологической осознанности как на бытовом уровне, так и на уровне подготовки будущих специалистов в этой области набирает обороты в Новом Уренгое.

Первый экологический класс с естественно-научным уклоном открылся в нашем городе в текущем учебном году. Особое внимание старшеклассники уделяют биологии и химии, а вот новым для них предметом в программе стала экология. Включение такой дисциплины позволяет объединить и систематизировать разбросанные по другим учебным предметам знания о влиянии деятельности человека на окружающий мир. Но здесь есть сложности.

«Экология» рекомендована как факультатив для старшеклассников с 1997 года и не является обязательным предметом, поэтому до сих пор и нет единых методических рекомендаций для проведения экологических уроков. Инициативу в этом направлении стали проявлять общественные экодвижения.

Так, с 2014 года экологическое движение «ЭКА» стало выпускать бесплатные тематические уроки по экологии для школьников, а в 2016 был запущен портал экокласс.рф. Сейчас для российских школ доступна общественная программа «Зелёные школы России». Цель программы — формирование экокультуры среди школьников с помощью развития системы экологического просвещения и внедрения экологической инфраструктуры на базе школ. Именно в этой программе участвует новоуренгойская школа № 7, на базе которой осуществляется проект «Экокласс».

Преимущество портала экокласс.рф в том, что во всех уроках есть готовые яркие красочные презентации, отличные практические задания и раздаточные материалы, которые разработаны для всех уровней образования. Есть отдельные разработки для начальной, средней и старшей школ с учётом возрастных особенностей детей, — рассказала Светлана Кузнецова, классный руководитель «Экокласса», учитель химии и экологии. — Для учителя также разработаны методические рекомендации в формате видеороликов. В них говорится о том, как лучше провести урок, на что сделать акцент, как расставить приоритеты в преподнесении материала, чтобы провести урок эффективно. Эти рекомендации дают достаточно интересные общественные деятели и деятели кино и искусства.

Описание уроков заинтересовало меня, поэтому я решила посетить один из них вместе с учениками «Экокласса».

Наше занятие было посвящено теме сохранения водных ресурсов. Перед началом урока преподаватель раздала всем распечатки с практическими заданиями и разделила учеников на группы.

Сначала мы рассмотрели особенности неравномерного распределения водных ресурсов. Можно сказать, что нам повезло, в нашем регионе есть большие запасы пресной воды. Затем мы поговорили об искусственных водоёмах, их назначении и влиянии на окружающую природу. А далее познакомились с органами и профессиями, занимающимися контролем, распределением и охраной водных ресурсов в нашей стране. В рамках класса экологической направленности этот пункт полезен вдвойне. Может быть, кого-то всерьёз заинтересует одна из перечисленных профессий.

Во время выполнения практического задания ученики искали пути решения разных экологических проблем, например, мусорного загрязнения от прибрежного кафе и цветения пруда из-за водостоков гостиницы. Группы одноклассников размышляли над тем, какие меры по предотвращению конкретной проблемы могут принять частные предприятия, водные специалисты, органы власти и сами граждане. Комплексный подход к таким проблемам — ключ к самому эффективному и быстрому устранению последствий деятельности людей.

В конце урока коснулись личной ответственности за чистоту водоёмов. Подумали о том, какие повседневные действия и привычные продукты и средства оказывают влияние на состояние Мирового океана, и что можно сделать уже сейчас, чтобы это влияние уменьшить.

Урок получился динамичным, наполненным и полезным, 40 минут пролетели для меня незаметно. Ученики же давно оценили новый формат уроков и тоже довольны им.

С каждым уроком я всё больше убеждаюсь в необходимости ответственно относиться к вопросам экологии. Также узнала и переняла некоторые правила экологичного образа жизни и теперь использую их ежедневно, — поделилась ученица десятого класса Лия Абдурашитова.

Правильно составленные и интересно преподнесённые уроки — хороший инструмент для развития экологического просвещения среди школьников. Когда учитель проводит уроки не «для галочки», ученики обязательно вынесут из них что-то полезное.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»