Ритмы улиц — знакомых и не только

В «Новоуренгойском городском музее изобразительных искусств» открылась выставка «Ритмы улиц».
В экспозиции представлены более 50 картин с городскими пейзажами советских художников 1970-х, первой половины 1990-х годов и современных новоуренгойских мастеров — Ирины Мезенцевой и Людмилы Захаровой.
В первом зале перед торжественным открытием Ирина Мезенцева продемонстрировала гостям своё мастерство: под музыкальное сопровождение воспитанников детской школы искусств она с нуля написала ещё одну картину для выставки.
Все работы художницы посвящены Новому Уренгою. Привычные деревяшки, знакомые многим жителям города с детства, рассматриваешь с особой теплотой. Примечательно, что почти все работы с пейзажами газовой столицы выполнены в тёплых солнечных оттенках.
— Здесь есть работы с современной архитектурой, которые представляют наш город в новом свете. Есть полотна с неповторимыми белыми ночами, — рассказывает Ирина Мезенцева. — Я предлагаю всем насладиться этой красотой, вспомнить своё прошлое и то, как выглядел город раньше.
Художница завершает работу над картиной, снимает фартук и присоединяется к гостям.
— Ритмы — основа нашей жизни. Это смена времён года, дня и ночи, сердечные ритмы и ритмы дыхания — вся наша жизнь состоит из ритмов. У каждого города на этих полотнах есть свой ритм, — утверждает исполняющая обязанности директора «Новоуренгойского городского музея изобразительных искусств» Ксения Солошенко. — Ритмы города могут меняться. Картины, написанные 30 лет назад, очень отличаются от современных работ.
Новоуренгойская художница Людмила Захарова также представила свои работы на выставке. В картинах она выражает любовь к городу строителей и газодобытчиков.
— Все работы авторские — для написания картин я использую фотографии, которые делаю сама, — поясняет Людмила. — Разглядывая фотографии, погружаюсь в те условия, в которых был сделан референс, и постепенно переношу это настроение на холст, поэтому картины отражают дух настоящих событий.
***
На выставке «Ритмы улиц» представлены и работы советских художников из Федерального фонда музея.
Среди всех пейзажей экспозиции выделяется картина «Савельевский переулок», которую передали новоуренгойскому музею из Тюменской областной картинной галереи в 1985 году. Художник-пейзажист Вадим Дементьев написал её в 1975 году, на холсте представлен исторический фрагмент Москвы. Сейчас этот переулок называется Пожарский.
Почти всю свою жизнь художник писал картины с изображением Москвы и её окрестностей, он трепетно и с любовью передавал атмосферу каждой улицы, которая связана с его жизнью. Поэтому его холст — настоящая гордость выставки.
«Савельевский переулок» выделяется среди других работ многообразием, широтой и особым золотистым свечением. Ни одна фотография не передаст его достоверно, почувствовать это можно только глядя на картину вживую. Тонкие художественные приёмы создают ощущение, что она светится по-настоящему.
— Однажды на его выставке ребёнок, увидев полевые цветы, воскликнул: «Вау! Пахучние!», — поясняет экскурсовод.
Валерий Кокурин — ещё один советский художник, работы которого представлены на выставке. Он — один из основателей Владимирской живописной школы. Эта школа противопоставляла свой стиль официальному советскому искусству, распространённому в 50-х и 60-х годах прошлого века.
Мастер использовал в написании картины очень яркие краски, хотя на ней изображена обычная ситуация — люди ждут автобус на остановке. Выбор палитры кардинально меняет восприятие произведения.
Яркие цвета — отличительная особенность стиля художника, который в подростковом возрасте пережил Великую Отечественную войну. В то время так не рисовали.
Рядом висит картина Геннадия Токарева «Башня». Её стиль заметно отличается от предыдущей картины. Тюменский художник всю жизнь рисовал самобытную Сибирь, некоторые говорят о нём, как о последнем живописце заповедной Сибири.
Геннадий Токарев в насыщенных тёмных красках передаёт боль расставания с привычными пейзажами — деревушки постепенно уступают место городам. Сам художник родился в маленькой селе Тюменской области, сейчас оно уже слилось с городом. Живописец всегда грустил о том, что молодёжь уезжает из деревень, и отражал свои переживания в красках.
На многих полотнах экспозиции художники трогательно изображают природу и урбанистические пейзажи, заставляя зрителя размышлять о том, что же всё-таки должно быть на первом плане.
Кстати
Городской пейзаж зародился с развитием первых городов. Популярность жанра возросла в эпоху Ренессанса, когда художники стали обращать больше внимания на городскую действительность.
В XIX веке с появлением импрессионизма внимания к городскому пейзажу становится ещё больше. Камиль Писсаро и Клод Моне изображали на полотнах моменты городской жизни, показывали архитектуру, жизнь людей и дух времени.
***
Выставка работает до 11 марта в «Новоуренгойском городском музее изобразительных искусств» по адресу: улица Молодёжная, 17г.
Записаться на экскурсию можно по телефону 23-94-11.
Александра Кеберлейн
Фото автора