МУЖИКИ ПРИШЛИ НА УРЕНГОЙ
Это можно было сравнить с машиной времени. Посёлок Пангоды. На улице −42. На большой открытой площадке проходит митинг. Высокие начальники произносят торжественные речи. Их внимательно слушают люди в валенках, шалях, тулупах и шапках-ушанках. Есть здесь даже каравай как символ важной встречи. Туман от дыхания собравшихся старательно закрывает современные атрибуты, и кажется, что на дворе действительно декабрь 73-го. После напутствий и наставлений здоровый дядька в большой меховой шапке даёт команду: «Мужики, по машинам!».
Новый Уренгой отметил знаковую дату — 50-летие прибытия первого десанта. Сегодня это событие называют не иначе как подвигом, а тогда люди просто выполняли производственную задачу. К месту освоения гигантского по своим запасам Уренгойского месторождения колонна спецтехники доставляла стройматериалы и первые жилые вагончики. Почти неделю они шли по снежной целине, пробивая путь туда, куда раньше можно было добраться лишь вертолётом. Многотонные машины ломались, проваливались под лёд — парадокс, но даже при сильном морозе озёра и ручьи полностью не промерзают. Помимо холода, усложняла задачу и полярная ночь, то есть большую часть суток первопроходцы двигались в темноте. А средством связи им служила линия 501-й стройки. Полевой телефон просто цепляли к проводам и докладывали руководству о ситуации.
Примечательна и предыстория этого события. Когда решение об освоении Уренгойского месторождения было принято, стало понятно, что предстоит обустраивать здесь промышленную площадку. Ближайшая база для этого находилась в Надыме. Владислав Владимирович Стрижов, генеральный директор ПО «Надымгазпром», понял, что работы могут начаться с запозданием, как это было на месторождении Медвежьем. Историки приводят примерную речь Стрижова, которой он напутствовал участников первого десанта:
«…Пусть мою правоту рассудит история. Я же знаю, что официальное решение по разработке Уренгоя должно быть вот-вот принято, но пока они там наверху судят да рядят, мы уже подготовим задел — создадим первоначальные условия для людей. Нельзя позволить, чтобы они жили в землянках и палатках в 50-градусные морозы, испытывали лишения, которых мы хлебнули при начале освоения Медвежьего».
Юбилей знакового события отметили исторической реконструкцией. Конечно, полностью повторить маршрут первопроходцев уже невозможно. Теперь на этом пути нитки газопроводов, дороги общего пользования. Но передать атмосферу того времени организаторам всё-таки удалось. Участвовал в реконструкции транспорт предприятий Надыма и Нового Уренгоя. Работники газодобывающих компаний, одетые в стиле 70-х, с гордостью садились в машины, пусть уже современные, но с теми же лозунгами, что и полвека назад. Был здесь даже исполнитель «роли» Анатолия Дмитриевича Морковина. Именно он давал команду «Мужики, по машинам». А на бортах вездеходов и «Уралов» были нанесены имена участников первого десанта. Многих героев того времени уже нет с нами, но в этот день они тоже словно прошли историческим маршрутом.
К слову, название Новый Уренгой во времена первого десанта ещё нигде не фигурировало. Раньше появился посёлок Пионерный, с него и начиналась будущая газовая столица. Теперь это историческая часть города в районе проспекта Губкина. А место, куда шёл десант, и вовсе называлось Ягельное — это отсылка к сталинской железной дороге и станции, которую планировать сделать на этом месте.
Участники исторической реконструкции прибыли из Пангод в Новый Уренгой во второй половине дня. В отличие от далёких предшественников, им потребовалось всего около четырёх часов на преодоление маршрута. Но даже этого времени молодому поколению ямальцев хватило, чтобы ещё раз проникнуться подвигом первопроходцев Севера, которые в декабре 1973 года пришли на Уренгой.