Импульс Севера – Миссия — чистая Арктика
16+

Миссия — чистая Арктика

Встреча с интересным человеком в ЯмалЭкоДоме

Константин Путятин — член Русского географического общества и эковолонтёр «Зелёной Арктики». Он побывал в ЭкоДоме, где встретился с жителями Нового Уренгоя и рассказал о двух экологических экспедициях на остров Вилькицкого, в которых ему удалось поучаствовать, а также о том, как стать волонтёром и с какими трудностями предстоит столкнуться будущим участникам экологических экспедиций.

Задачи экспедиций «Зелёной Арктики» — уборка захламлённых территорий и ликвидация последствий хозяйственной деятельности людей. С 2012 года волонтёры занимались очисткой от мусора островов Белый и Вилькицкого, а также городов и посёлков на материке. В этом году планируются работы на мысе Марре-Сале, в посёлке Полярный и селе Мыс Каменный.

Начало пути волонтёра

Константин Путятин стал волонтёром Арктики практически случайно. По работе он помогал в организации экспедиции Русского географического общества, тогда у него впервые появилось желание самому стать её участником. В тот раз Константину не удалось попасть в команду, но в качестве альтернативы ему предложили записаться в «Зелёную Арктику» на ближайшую экспедицию, и он это сделал.

Они меня записали, но критерием отбора тогда был возраст до 38 лет, а мне уже оказалось 39, поэтому меня сначала не взяли, — рассказывает Константин. — Но вскоре кто-то из участников отказался ехать, и мне позвонили, чтобы я занял это место. Тогда я доказал, что 38 лет — ещё не приговор, а наоборот — самый расцвет сил.

И правда, сейчас ведётся отбор кандидатов до 45 лет. К слову, желающих стать эковолонтёрами и поехать в одну из добровольческих экспедиций этого года очень много. До 23 марта насчитывалось порядка 500 заявок, при этом количество мест, конечно, ограничено. В целом, на все проекты 2023 года отберут только 81 человека, так что конкуренция довольно высокая.

Остров Вилькицкого

Остров Вилькицкого, куда ездил наш герой, добровольцы полностью очистили за пять лет работы. Константин участвовал в двух экспедициях. Одна длилась три недели, другая — 30 дней. За все пять лет работы волонтёры собрали и подготовили к вывозу 500 тонн металлолома, это гигантское количество трудно даже представить. Некоторые металлические объекты, поглощённые грунтом, приходилось извлекать, полагаясь разве что на силу мысли и рычагов, как говорит сам волонтёр. Однажды одну огромную бочку, к примеру, поднимали из-под земли полтора часа, имея из техники только маленький трактор.

Выносить найденные обломки и предметы приходилось тоже по-разному.

Кто как может, тот так и носит. Кто потихоньку, кто с носилками, кто катает, — вспоминает Константин.

Во время уборки на острове волонтёры обнаруживали старые военные постройки, так как острова Арктики — стратегически важные географические объекты. Там с 60-х годов ХХ века начали размещать воинские части, которые действовали больше 30 лет, а затем оказались заброшены.

Однажды мы наткнулись на какой-то или бывший оружейный склад, или военную «губу». Там в большой бочке была вырезана дверь, которую обставили другими бочками с песком в три ряда. Это всё мы разбирали примерно неделю, — рассказывает доброволец.

Кроме военных частей, в Арктике расположено множество метеостанций. Сейчас осталось только две из них, где продолжают работать люди. Это метеостанции на мысе Марре-Сале и на острове Белый, все остальные стали автономными, управляются дистанционно.

Все эти бесконечные бочки, что собрали только на одном из участков, были разбросаны на площади около двух гектаров. Их выносили и складывали в одно место, чтобы потом с помощью техники можно было их вывезти и спрессовать. На данный момент бочки, собранные на острове Вилькицкого, ждут, когда их оттуда увезут, как увезли недавно с острова Белый. Этим занимается Российский центр освоения Арктики.

Умение работать в команде — одно из главных качеств, необходимых в экспедиции. Одному иногда просто невозможно справиться с работой в таких тяжёлых полевых условиях, надо уметь вовремя попросить о помощи единомышленников и быть готовым помочь другим. Укреплять дух в экстремальной обстановке тоже полезно, поэтому у добровольцев сформировались даже некоторые традиции, например, купание в Северном Ледовитом океане.

Хочешь, не хочешь, но плавают все. Ну, как плавают, забежали и сразу выбежали, — смеётся Константин.

Опасности острова

Главное правило экспедиции: во время сильного тумана на работу не выходить. И это не потому что кто-то не хочет работать, а по объективной причине. В тумане невозможно разглядеть белых медведей.

Самая большая опасность на островах — это белые медведи. Они там были каждый год, и всегда за нами наблюдали, — поясняет Константин.

Соседство с опасными хищниками требует большой ответственности и внимательности, ведь предугадать поведение дикого животного невозможно. Поэтому добровольцы чётко знают, как нужно себя вести при случайном столкновении с медведями и по возможности избегают встреч с ними. Например, никогда нельзя стоять между зверем и открытой водой, потому что именно к воде он помчится прятаться, если испугается. Убегать от медведя тоже нельзя, он легко догонит любого человека, если захочет. Но слабые места у этих животных тоже есть — они практически слепые и ориентируются по запахам и звукам.

В 2020 году при облёте острова насчитали четырёх медведей и одну медведицу с медвежонком.

Медведица к нам не подходила, но в бинокль с маяка я наблюдал интересную картину, как она учила медвежонка ловить гусей, — вспоминает Константин. — Когда на Вилькицкого ещё существовала воинская часть, белый медведь как-то загнал всех на крышу. Вышел неожиданно, бесшумно и незаметно, поэтому прозевали. Однажды я сам по своей неосторожности заметил медведицу в трёх метрах от себя. Мне повезло, что я находился недалеко от нашего модуля, ветер дул в мою сторону и медведица меня не учуяла. В 2019 году к нам на остров прилетал губернатор Ямала Дмитрий Артюхов. На протяжении всего времени присутствия гостей медведица спала на расстоянии 500-600 метров от нас. Но мы им об этом не сказали, чтобы не пугать. Всё это время спасатель постоянно наблюдал за ней в бинокль, и мы были с ним на связи.

В изоляции

Только попадая на остров понимаешь, насколько этот участок земли на самом деле далёк от материка. Продовольствие сюда завозится один раз в год научно-экспедиционным судном «Михаил Сомов». С сухогруза на остров отправляется вертолёт и выгружает большой контейнер с продуктами.

В 2020 году нам повезло, «Сомов» пришёл в начале экспедиции, и у нас были свежие продукты, — говорит Константин. — В 2018 или 2019 году судно задержалось и пришло только к концу экспедиции. Люди к тому времени доели уже всю консервацию, оставшуюся с прошлого года.

Маршрут «Михаила Сомова» начинается в Архангельске, судно проходит все метеостанции Архангельской области, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, идёт до посёлка Диксон на Таймыре и только после этого добирается до острова Вилькицкого, неудивительно, что на таком продолжительном маршруте могут возникать задержки.

Быть волонтёром Арктики — значит быть стойким. Именно поэтому отбор и подготовка к экспедициям проходит со всей ответственностью. Но, несмотря на трудности, все, кто был хотя бы в одной такой экстремальной поездке, однозначно не пожалели о своём решении.



Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»