Импульс Севера – Искусство воспитывать душу
16+

Искусство воспитывать душу

Голос — музыкальный инструмент, которым обладает каждый. Его нужно только направить, и тогда любая песня зазвучит уникальным тембром и характером. К счастью, в Новом Уренгое есть преподаватели, способные раскрыть благородное звучание голосов юных дарований, воспитать музыкальный вкус и открыть дорогу в музыкальные профессии.
Алла Александровна Баландина преподаёт академический вокал уже 30 лет, на протяжении всего этого времени она не только растит настоящих вокалистов, но и сама продолжает набираться профессионализма и учиться у лучших академических певцов России. Сейчас ученики, воспитанные Аллой Александровной, становятся композиторами, артистами известных российских театров, преподавателями, победителями и призёрами международных конкурсов. Но все эти заслуги пришли с опытом, путь преподавателя начинался, как говорит она сама, обычно, как у всех.

Я закончила музыкальное училище в Казахстане, потом институт культуры и искусств в Челябинске, а затем переехала на Север. Здесь я встала на ноги, научилась работать, встретила людей, у которых тоже было чему поучиться, — рассказывает преподаватель.

Кроме необходимого каждому специалисту профессионального образования, Алла Александровна дважды ездила на обучение к Елене Васильевне Образцовой, там она обрела те знания, которые не дадут в училище и институте. Портрет российской оперной певицы до сих пор висит в кабинете педагога.

Елена Васильевна — великая, она поделилась своими знаниями, навыками и методами работы. Именно она дала мне ощущение профессии. После её школы у меня изменилось отношение к вокалу. Я стала по-другому работать, иначе слышать и прислушиваться к детям. Возможно, если бы не её школа, мой творческий путь был бы не таким продуктивным, — признаётся Алла Александровна.

Профессия педагога по вокалу очень ответственная, она складывается из многих навыков, которые нужно непрерывно развивать.

Во-первых, педагог должен очень хорошо слышать. Во-вторых, все полученные знания нужно обязательно применять на практике. В-третьих, необходимо знать детскую психологию, ведь человеческие отношения между ребёнком и педагогом должны складываться спокойно, дружелюбно и без напора. В-четвёртых, нужно уметь слушать маленького вокалиста и правильно его направить, не испортить, — утверждает преподаватель.

Я сама училась у Аллы Александровны шесть лет. Она даёт базу, упражнения, технику пения, такой профессиональный уровень, благодаря которому юный исполнитель в дальнейшем не допустит в отношении своего голоса неправильного подхода преподавателей. Уже получая высшее образование в институте, я встречала других педагогов по вокалу, и тогда, в сравнении, я поняла, что слушать, направлять и не ломать голос могут действительно не все.

Педагоги часто могут неправильно работать с детьми, могут нажать на связки, зажать голосовой аппарат. Бывают такие случаи, что голос у ребёнка есть, а потом он пропадает, потому что голос, как говорила Елена Васильевна Образцова, не в горле, а на губах, на зубах, он выходит, и это смерть для голоса, если он остаётся в горле. А у нас очень многие педагоги, к сожалению, просто забивают связки, — поясняет педагог.

Большинство учеников Аллы Александровны развиваются в академическом направлении, но некоторые из них всё-таки становятся народниками и эстрадниками, причём тоже очень успешными.

Народников видно сразу, у них абсолютно иное звукоизвлечение и строение голосового аппарата, немножко другая глотка. Я даже интуитивно их слышу. Эстрадники — другое дело. Сначала они получают академическую базу, а к 13-14 годам ребёнок чувствует, что ему ближе — классика или эстрада. Тут он определяется сам, в этом вопросе педагог его не направляет, — говорит Алла Александровна. — Но большинство моих учеников всё-таки развиваются в академическом направлении, наверное, потому, что я сама — академистка, я люблю это и прививаю свою любовь. Ведь если педагог любит своё дело, он старается, чтобы дети тоже полюбили то, чем он занимается.

Качество работы преподавателя всегда видно по результатам воспитанников. В начале своего профессионального пути наш педагог возила учеников на конкурс «Молодые голоса России» в Новосибирск, тогда ученица Алла Александровны взяла первое место среди множества участников. Председателем жюри на том конкурсе была доцент Новосибирской консерватории, после конкурса за круглым столом перед всеми преподавателями участников она откровенно сказала: «Очень мало кто из вас может преподавать вокал». После общего собрания Алла Александровна подошла к ней лично, чтобы поинтересоваться мнением председателя жюри на счёт себя, и услышала одобрительное: «Вы — молодец, вы можете». Эти слова дали молодому преподавателю уверенность в том, что профессиональный путь выбран правильно. Инициативу педагога участвовать в международных конкурсах в 1996 году поддержал директор музыкальной школы. Вообще о преподавательском составе первой новоуренгойской школы искусств тех лет Алла Александровна отзывается с теплом, вспоминает, как часто педагоги вели профессиональные дискуссии, проявляли творческие инициативы, а руководство их поддерживало. Уровень новоуренгойских вокалистов и музыкантов был известен даже в Москве.

Однажды в Новый Уренгой приехали немцы для обмена опытом в сфере газовой промышленности и пригласили нас на конкурс в Берлин, — рассказывает педагог. — Директор Елена Васильевна сказала, что поехали бы с удовольствием, если бы были на это средства. Тогда иностранные гости пообещали найти спонсоров, и мы поехали на конкурс в Берлин впервые в истории Нового Уренгоя.

С тех пор вместе с учениками Алла Баландина объездила всю Европу.

Куда ни приедешь — в жюри сидят профессора, вокалисты известных опер. В Австрию приехали, там оценивают оперники, во Франции — оперники и композиторы, в Италии председатель жюри — маэстро Марио Милано, в честь которого назвали консерваторию, — вспоминает преподаватель.

Уровень европейских конкурсов мотивировал северян готовиться ещё серьёзнее, ведь судят исполнителей величайшие фигуры индустрии, солисты всемирно известных театров. Преподавательский опыт Аллы Александровны ковался именно на таких конкурсах.
Конечно, не все ученики после музыкальной школы продолжают развиваться в вокальном направлении, но те, кто всё-таки решается, достигают многого. Например, одна из учениц Аллы Александровны Диана Носарева на сегодняшний день — артистка Мариинского театра, другие учатся в Российской академии музыки имени Гнесиных, а кто-то становится композиторами. Но и в жизни тех, кто избирает иной путь, обучение у этого преподавателя оставляет свой след. Каждый из нас, приходя в класс, чувствует здесь любовь и тепло, у каждого сформировался музыкальный вкус, развилось чувство прекрасного.

Когда поднимаешь ребёнка с первого класса — это родной ребёнок, — говорит Алла Александровна. — Ты стараешься не только научить его музыке, но и расширить кругозор, воспитать душу. Это самое главное, когда душа ребёнка большая, широкая, тёплая, добрая. Если мы воспитали такую душу, то ей будет легко идти по жизни, общаться с людьми, строить отношения в коллективе и видеть красоту в жизни, замечать её во всём. Классика воспитывает манеры, разговор, эстетику, культуру. Я своих всех люблю.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»