Импульс Севера – Храм на берегу реки
16+

Храм на берегу реки

Удивительное дело — человеческая память: стоит к чему-то привыкнуть, и кажется, что так было всегда. Ан нет! Я помню времена, когда ни одного храма в Новом Уренгое не было вообще, а за билетами в единственный клуб «Факел» на новое кино (неважно, какое!) выстраивалась длиннющая очередь! Сейчас что соборная мечеть в м-не Тундровом, что Богоявленский собор на Сибирской, что храм преподобного Серафима Саровского в северной части города воспринимаются как неотъемлемая часть Нового Уренгоя. Как будто они всегда там были…

На самом деле мечеть появилась всего 12 лет назад, в 2010 году, Богоявленский собор — в 2014-м, а храм Серафима Саровского — в 1997-1998 годах. Это не ошибка, это факт: в мае 1997 года там служили Пасху, а в апреле 1998-го был совершён чин освящения храма. Немножко странно, да? Но это если вы не знаете всю историю первой новоуренгойской церкви, а началась она в 1992 году, с момента создания первого православного прихода.

За неимением церкви собирались тогда православные верующие в спорткомплексе «Сибирские медведи» и на одном из собраний решили, что спорткомплекс — конечно, место замечательное, храм спорта и юности, но не самое подходящее место для богослужений, и городу нужен настоящий храм. Церковь. Представители казачьего войска и грузинской диаспоры обратились к епископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию с просьбой помочь, то есть благословить богоугодное начинание и освятить место под строительство первого в Новом Уренгое храма.

Просьбы услышали, место выделили, и 30 апреля 1993 года владыка Димитрий прибыл в Новый Уренгой с пастырским визитом в сопровождении священства и хора Тобольской духовной семинарии. 2 мая он отслужил первую в городе Божественную литургию и освятил место для строительства храма на северном берегу реки Седэ-Яха.

День был выходной, воскресенье, и хотя «северка» ещё только строилась, людей пришло много: кто-то решил поучаствовать (одетые по всей форме казаки, кстати, стояли с непокрытыми головами), кто-то просто посмотреть, а «Импульс», телевидение «Уренгойгазпрома» и другие городские и окружные СМИ работали, фиксируя происходящее в фотографиях и кадрах.

В тот же день состоялось собрание православных горожан, на котором утвердили совет общины и избрали первого председателя приходского совета, им стал И.П. Овчинников. На освящённом месте была установлена временная церковь, её сделали из жилого вагончика: переоборудовали и увенчали маленьким куполом с крестом. В этой церквушке в 1994 году было отпраздновано Светлое Христово Воскресение, пусть без участия священника, но с принесёнными из дома иконами. Потом община получила официальную регистрацию и в апреле 1995 года встретила своего первого настоятеля — иерея Михаила Денисова.

Осенью того же 1995 года открылась воскресная школа для детей и катехизаторские курсы для взрослых, чтобы изучать основы христианской веры. Здание это строили общими силами, причём ненормированный график и отсутствие прибыльных зарплат энтузиастов не смущали. Они просто не обращали внимания на такие вещи. Михаил Силантьев, Анатолий Бардаков, Екатерина Годованюк, Виктор Москаленко, Татьяна Тулик, Елена Бойко, Александр Мерзляков, Евгений Ковалёв, Игорь Гирич, Марина Антипьева, Елена Колядюк и многие другие просто делали что могли, а город привыкал к тому, что на берегу Седэ-Яхи стоит церковь.

В феврале 1997 года из-за неисправной электропроводки случился пожар, полностью уничтоживший церковь. Тревожная новость облетела город почти мгновенно: городской чат mIRC и форумы, звонки по проводным и сотовым телефонам, хотя сотовая связь и была ещё нечастым явлением, передавали её от экрану к экрану, от человека к человеку. Равнодушных не было. И уже через несколько дней новоуренгойские СМИ совместно с городскими властями провели двухдневный благотворительный телемарафон в поддержку строительства православного храма. «Импульс», «Сигма», телевидение «Уренгойгазпрома» на площадке ГДК «Октябрь» выступали вместе с артистами новоуренгойских творческих коллективов. Это были едва ли не первые прямые трансляции, никто из городских журналистов такого раньше не делал… Но зал был полон: люди шли с раннего утра и до поздней ночи — посмотреть концертную программу, внести посильный вклад в благое дело. 90-е — не самое благополучное время даже для северов, но за два дня марафона горожане пожертвовали на строительство храма 105 млн руб. и более 2 000 долларов. Ещё 165 млн руб. перечислили предприятия и организации. Это было первое маленькое чудо.

Хлопоты, связанные с возведением нового храма, взяла на себя Администрация города Новый Уренгой во главе с мэром Натальей Комаровой. Поддержку строительству оказывали генеральный директор компании «Уренгойгазпром» Рим Сулейманов, генеральный директор «Ямбурггаздобыча» Александр Ананенков, генеральный директор предприятия «Тюменбургаз» Виктор Вяхирев, генеральный директор «Северподводтрубопроводстрой» Александр Платонов, руководители автотранспортных предприятий города Александр Рябов, Игорь Подовжний, Олег Ситников и многие другие.

Строительство храма, помолясь, начали 2 марта 1997 года (служили молебен на освящение первой сваи), а закончили возведение через шесть недель, в середине апреля. В мае в новом крестообразном трёхкупольном храме, уже увенчанном куполами-луковками, служили Пасху, а к светлому празднику Рождества из города Каменск-Уральский была доставлена в храм большая звонница. И вот что любопытно: пожертвовав деньги, многие новоуренгойцы приходили помочь: кто продуктами, кто профессиональными навыками и физическим трудом, так что стройка была действительно всенародной. Шесть недель — это второе маленькое чудо…

Но одно дело — храм построить, а другое — выполнить отделочные работы и росписи. Этой кропотливой работой терпеливо и трепетно занимались художники Ольга Денисова и Анатолий Беляев. А регент Анастасия Гладкова оттачивала мастерство формировавшегося в ту же пору первого церковного хора: пели непрофессионалы, но от души.

К апрелю 1998 года работы были закончены, и 23 апреля архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий освятил новый храм в честь великого русского святого преподобного Серафима Саровского.

Конечно, приходская жизнь была сосредоточена не только на богослужениях и строительстве. В 1997 году при храме открыта православная гимназия. Её директором стал Михаил Силантьев. Харизматичный педагог Михаил Афанасьевич умел воспитать веру в ребятах, проводил с ними внеурочные занятия, сопровождал гимназистов в паломнические поездки. Также он курировал приходскую редакцию: ему удалось наладить выпуск ежемесячной приходской газеты «Православный север», а затем совместно с ТРИА «Импульс» и филиалом ОГТРК «Ямал-регион» создавать тематическую программу «Вестник православия».

Заботами настоятеля в приходе была открыта библиотека. В 2000 году книжный фонд составлял порядка 18 тыс. наименований православных книг, периодических изданий и видеоматериалов; посетителями библиотеки были более 200 человек. Много лет в библиотеке трудилась Светлана Таран. Она не только выдавала книги, но и работала с прошениями нуждающихся в помощи людей — по благословению настоятеля выдавала им продукты и одежду.

В 1998 году при храме начал работу отдел межрегионального молодёжного движения «Сибирь молодая православная». Молодёжь активно участвовала в приходских мероприятиях, встречах с просмотром видеоматериалов о вере, хороших фильмов с их последующим обсуждением. В настоящее время молодёжное движение действует под названием «Благо».

В приходе всегда велась просветительская работа с казачеством, пенсионерами, призывниками. Большое внимание уделяется социальной работе — помощи заключённым, лицам без определённого места жительства. Действует ризница, просфорная.

Благочинный, священнослужители храма и благочиния регулярно отправляются в миссионерские поездки. Маршруты поездок проходят через отдалённые населённые пункты: посёлки Тазовский, Мыс Каменный, Новый Порт, сёла Антипаюта, Газ-Сале, Гыда. Священники совершают Божественную литургию, таинство исповеди и крещения, освящают ледоколы.

Деятельность православного прихода — это, прежде всего, общая молитва и социальное служение. Каждый прихожанин в зависимости от профессии, наклонностей, опыта, духовного призвания вносит в общее дело свою посильную лепту. Хороший приход — это большая и дружная семья, где под руководством священника каждый прихожанин может найти то, чего так мало в современном обществе: братскую любовь, послушание, смирение, милосердие.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»