Таяние вечной мерзлоты обсудили в Новом Уренгое
Новый Уренгой стал площадкой для проведения выездного заседания комитета Заксобрания Ямала. На повестке тема экологии и глобальных климатических изменений. Так, к примеру, собравшиеся обсудили риски, связанные с резким таянием вечной мерзлоты. А также обсудили последствия: повреждение фундамента зданий при строительстве, размывание дорог, в том числе и новых.
Процессы изменения климата несут риски просадки грунтов и изменения структуры ландшафтов. И, как следствие, могут стать причинами техногенных катастроф. И сейчас уже, к 2020 году, 2021 году Ево-Яха подходит к началу дороги. Наиболее типичными дефектами для нашей дороги являются просадки, деформации, расползания полотна.
Глобальное потепление меняет ландшафты северных территорий. Причём как на поверхности, так и глубинно. Вечная мерзлота стала таять и от этого процесса, уверены учёные, уже никуда не деться. Риски такого явления обсудили участники выездного заседания комитета Заксобрания Ямала. В наш город съехались учёные и исследователи со всего региона. Многолетние наблюдения показали, что климат в России теплеет быстрее, чем в мире. Температура по Земному шару поднимается на 0,18 градуса за десятилетие. В нашей стране цифра больше в 2,5 раза. А что касается регионов, находящихся в криолитозоне, то есть, на Крайнем Севере, здесь увеличение ещё более значительное.
Роман Колесников, ведущий научный сотрудник сектора геоэкологии Научного центра изучения Арктики:
Пришли к выводам о том, что за последние 50 лет каждые 10 лет у нас идёт потепление температур на 0,7 градуса. И это сопровождается увеличением атмосферных осадков порядка 16 миллиметров каждые 10 лет. Мы видим деградацию многолетних мёрзлых пород. Увеличиваются температуры, на глубине 10 метров уже 4,3 градуса. И глубина залегания понизилась с 3 метров до 10-11 метров.
По оценкам экспертов линия вечной мерзлоты к 2070 году сдвинется на 500 километров на север, соответственно, это отразится на природе и рельефе этих территорий. Процессы уже начались. Как следствие — изменение линий берегов рек, размеров озёр, а также заметная эрозия почвы — растут овраги, земля буквально проседает. Всё это несёт угрозу инфраструктуре. К примеру, в Новом Уренгое с проблемами из-за изменения плотности грунта уже столкнулись.
Андрей Воронов, глава города Новый Уренгой:
Был демонтирован жилой дом. В микрорайоне Крымский. Непрофессионализм проектировщиков, не учли эти изменения. Ошибки допущены были. У нас в другом микрорайоне Тундровый, когда уже пошли деформации, удалось спасти несколько домов, здесь пришли на помощь проектировщики Санкт-Петербурга. И есть действительно меры, которые можно предусмотреть на стадии проектирования. Применить уже в существующих зданиях. И они показывают свою работоспособность.
Там, где был лёд, теперь вода. Пласты, из которых состоит грунт, стали более подвижными. Не только здания, но и дороги под угрозой. К примеру, трасса Надым — Салехард — один из самых ярких примеров динамики растепления основания земляного полотна.
Светлана Гиллих, начальник управления департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО:
Вода перенасыщала влагой насыпь. И пошли просадки. Ярко это видно на всех участках. Следствием также является разрушение откосной части деформации покрытия. И динамика с каждым годом увеличивается. Говоря простым языком, вспомните последние три осенних года. Я как дорожник могу сказать, что никогда за более чем 20-летнюю карьеру работы в дорожной отрасли, мы не укладывали асфальт до середины октября, нам не позволяли погодные условия.
Устойчивый плюс на термометре в октябре уже стал привычным для северян. Хотя ещё 10-15 лет назад это бы показалось совершенно аномальным явлением. Чтобы не просто просчитать риски таких резких изменений, но и найти пути решения проблем, Научный центр изучения Арктики в ближайшее время планирует заключить соглашение с предприятиями ТЭК.
Алексей Ситников, первый заместитель председателя Заксобрания ЯНАО, председатель комитета по экологии, промышленности и ЖКХ:
Проявили такую инициативу. Не можем её не поддержать. Потому что и из практического сектора чётко получаем сигналы. Понимаем и сталкивались с этим сами. Будем стремиться объединить. Нам нужен контроль и прогноз деградации ВМГ — вечных мёрзлых грунтов.
Изменить процесс глобального потепления, охватившего планету, человеку вряд ли под силу. Но мы можем подготовиться к последствиям изменения климата. Уже разработан региональный план адаптации, чтобы предотвратить или минимизировать негативное влияние таяния мерзлоты на жизнь ямальцев.