Импульс Севера – Всё для ямальских пациентов
16+

Всё для ямальских пациентов

На Ямале внедряют региональную программу повышения качества медуслуг. Векторы совершенствования системы здравоохранения определили на основании результатов изучения общественного мнения. В итоге приоритетами выбрали повышение корректности диагностики и лечения заболеваний, борьбу с очередями и рост оперативности медпомощи. Подробнее о развитии медицины в регионе рассказала первый заместитель директора Департамента здравоохранения ЯНАО Мария Захарова.
Мария Геннадьевна, расскажите о планах повышения качества оказания медицинских услуг в округе.

— Недавно прошёл День безопасности пациента. Ямал ежегодно присоединяется к этой дате. Мы провели большое количество мероприятий, в них приняли участие около 300 человек. Проходили мастер-классы, были организованы уголки здоровья, где пациенты могли пройти обследование, узнать своё артериальное давление, уровень сахара и холестерина в крови. Также медицинские работники читали различные лекции о профилактике хронических заболеваний, вреде алкоголя и табакокурения. Жители округа могли прийти в медицинские учреждения вечером и пройти диспансеризацию или профилактические осмотры.

Какие меры принимаются, чтобы получать медпомощь на Ямале стало ещё комфортнее?

— В этом году разработали программу по повышению качества медицинской помощи. Она включает в себя четыре больших раздела. Первый — повышение квалификации медицинских работников, их обучение, направление на специализацию, приобретение медицинской литературы. Второй — улучшение условий в медучреждениях, например, обеспечиваем доступ к бесплатному интернету, устанавливаем кофемашины, чтобы ожидание медпомощи было приятным и удобным. Создаём комфортные условия и для самих медработников — оснащаем и модернизируем ординаторские. Также у нас предусмотрены мероприятия по повышению качества медпомощи. Развиваем дополнительные направления, внедряем новые методы лечения, обследования пациентов. Конечно, сегодня никуда без цифровой трансформации и в сфере здравоохранения. Можно будет получать на телефон результаты исследований, лабораторных анализов, записаться к врачу. Сейчас разрабатываем новый сервис — «Лист ожидания». Например, если пациент звонит в кол-центр, а возможности записать его на плановый приём нет, то записывают в лист ожидания. Когда появится свободное окно, специалист кол-центра перезвонит сам. Сейчас мы будем внедрять его в автоматическом режиме, то есть в программу нашей медицинской системы.

В этом году часто появляются новости о том, что в разных муниципалитетах закупают новое медицинское оборудование и автомобили скорой помощи. Где ещё до конца года появится новая медтехника или пополнится автопарк?

— За последние пять лет у нас в регионе значительно обновились автопарк и медицинское оборудование. За это время мы приобрели 70 автомобилей скорой помощи, 30 авто первичного звена для работы в поликлиниках, когда врачи выезжают к пациентам на дом либо маломобильных пациентов доставляют из дома. Кроме того, приобрели пять мобильных медицинских комплексов, куда входят флюорографы, маммографы, также в них можно установить и УЗИ-аппараты. Эти машины выезжают для проведения обследований в малые населённые пункты. Из того, что будет поставлено до конца года — ожидаем реанимобиль в лабытнангскую городскую больницу и автомобили в центральную городскую больницу Надыма. Ждём аппарат МРТ в больницу Губкинского. Там его никогда не было. Это будет уже седьмой аппарат в наших подведомственных медицинских организациях — делаем более доступной медпомощь по месту проживания.

В Салехарде обеспокоены закрытием молочной кухни. Как теперь быть молодым мамам?

— Предыстория этого вопроса такая: у нас молочные кухни остались в том виде, в котором они существовали ранее в Салехарде и Лабытнанги. В остальных медорганизациях таких подразделений нет. Бытует мнение, что из молочной кухни молоко более натуральное, но оно туда поставляется такое же пастеризованное и термически обработанное. Поставлять молоко термически не обработанное — риск занести инфекции.
В Надымском районе мы провели специальный пилотный проект: стали выдавать сертификаты с помощью нашей Единой карты жителя Ямала, которая называется «Морошка». На неё ежемесячно перечисляют деньги, их можно использовать на приобретение питания для детей. Это могут быть молочные смеси, молоко, творог, кефир, различные соки, каши и пюре в зависимости от возраста ребёнка. Мы получили на это нововведение большое количество положительных откликов от родителей Надымского района. Пришли к выводу, что можем распространить этот опыт на все муниципалитеты, где есть возможность приобретать продукцию в федеральных торговых сетях. К ним относится «Пятёрочка», а так же можно сделать заказ на маркет-плейсе OZON. Сумма, перечисляемая на карту, зависит от категории ребёнка и составляет от 800 до шести с половиной тысяч рублей.
Бесплатное питание также выписывают беременным и родившим женщинам, детям до трёх лет, но только по медицинским показаниям. Также право на это пособие имеют дети из малоимущих семей и дети участников СВО.

Планируется ли закупка в поликлинику города Муравленко аппарата «Тонзиллор»?

— К нам уже обращались жители округа с просьбой приобрести это оборудование. Мы провели анализ, в каких медицинских организациях аппараты отсутствуют. Оснастим ими практически все поликлиники Ямала, приобретаем 20 единиц, в том числе и для Муравленко.

Моя мама состоит на учёте в ЦГБ с сахарным диабетом второго типа. Пошли получать тестовые полоски. Врач выписал десять упаковок на год, это сто полосок. В аптеке выдали только пять упаковок и сказали, что по распоряжению губернатора на год положено пять. Если диабетику каждый день мерить сахар — это будет в год 365 штук. Но по распоряжению получается только 250.

— На всё есть определённые нормативы. Сахарный диабет имеет разные типы течения. Для каждой категории определена разная потребность. Она усреднённая и для взрослого человека с сахарным диабетом второго типа составляет 250 единиц в год. Но если течение заболевания тяжёлое, имеются осложнения, большие скачки сахара, то по решению врачебной комиссии, количество этих тестовых полосок может быть увеличено.
Также начал реализовываться федеральный проект по борьбе с сахарным диабетом. Это новое направление в национальном проекте «Здравоохранение», но мы уже два года обеспечиваем систему непрерывного мониторинга содержания глюкозы в крови у наших детей и студентов до 23 лет. Мы начали его внедрять ещё до того, как вышел федеральный проект. Также наши ямальские пациенты обеспечиваются инсулиновыми помпами и иглами. И всё это возможно как за счёт средств регионального бюджета, так и федерального.

Во сколько всё-таки выкладывают талоны на приёмы к врачам и где их лучше искать?

— Запись к врачам — основная проблема, мы получаем большое количество вопросов по этому поводу. Талоны выкладывают ежедневно в 7:30 утра на 14 дней вперёд. Мы сделали так, чтобы было единообразие по всему региону. Напомню, что это для получения плановой медпомощи, если же человеку требуется неотложная помощь, он может обратиться в поликлинику и без записи попасть на приём. Во всех поликлиниках открыты кабинеты неотложной медпомощи.
Также мы получаем вопросы, зачем выкладывают талоны на «Госуслугах», в терминалах и на нашем портале «Ямалмед». Поясню, это одни и те же талоны, а разные способы записи сделаны для удобства людей. Также пациенты, состоящие на диспансерном учёте у узких специалистов, к которым отсутствует запись на портале «Ямалмед» или «Госуслугах», могут позвонить в кол-центр, объяснить ситуацию, и тогда сразу запишут к узкому специалисту.

Зачем нужно записываться на приём, чтобы просто получить лекарства? Почему невозможно это сделать через кол-центр?

— Врач имеет право выписывать лекарственные препараты только после очного осмотра пациента. Если человек имеет хроническое заболевание, и оно протекает без особенностей, осложнений, то он может обратиться в кабинет неотложной помощи, где врач выпишет препарат. Кроме того, мы выписываем препараты не на один месяц, возможно на два или три, если человек постоянно их принимает. Пациенту, не бывшему на приёме более шести месяцев, конечно, лучше подойти к врачу для обследования, чтобы специалист подкорректировал лечение. Кроме того, будем внедрять медицинские консультации он-лайн. Можно будет дистанционно проконсультироваться с врачом, при условии, что пациент был на очном приёме, а также получить рецепт в электронном виде.

Читала, что в стоматологиях устанавливают телевизоры, чтобы детей отвлекать мультиками. А для взрослых такое возможно? Стоматологов боюсь до ужаса.

— Действительно, проводим такие мероприятия для повышения комфортности пациентов. В этом году мы оснастили все стоматологические кабинеты телевизорами, как для взрослых, так и детей.

Хочу стать донором костного мозга. Куда идти?

— Хорошее желание. В шести медицинских организациях округа принимают кровь для постановки на учёт донора костного мозга. Это учреждения в Салехарде, Ноябрьске, Новом Уренгое, Надыме, Тарко-Сале и Губкинском. Необходимо обратиться в рекрутинговые центры, сдать кровь, и по результатам обследования будет принято решение о включении потенциального донора в регистр. Можно также записаться на «Госулсугах», запись придёт в медорганизацию и жителя пригласят, чтобы пройти обследование.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»