Вплетая традиции в современную жизнь

Знаете ли вы, как цветёт лён? Почему мужики сеяли его в одних рубахах? Какой путь лён проходит от семечка до ниточки? А что такое колоколки? Узнать подробности старинного ремесла — ткачества можно, побывав на экскурсии «Как рубашка в поле выросла» в новоуренгойском музее-мастерской «Макоша».
В минувшие выходные первыми гостями интерактивного музея стали воспитанники творческого кружка «Фантазия» из Дворца творчества «Академия талантов» с руководителем Ольгой Томковской. И будто на машине времени они перенеслись на 150 лет назад…
Оказывается, в былые времена, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками, важной обязанностью женщин помимо приготовления пищи и ведения хозяйства было обшивать всех членов семьи. Материалом для одежды часто служило льняное полотно. Но его вначале нужно было вырастить… из семян.
Лён, как и хлеб, сеяли исключительно мужчины. Всю остальную работу делали женщины. Как говорили в старину: «Лён — бабья доля», — начала экскурс в историю хозяйка музея Ольга Витальевна (???). — Помолившись, мужчины выходили в поле в одних рубашках, без порток и несли полевое зерно в мешках, сшитых из старых штанов, чтобы Господь Бог видел, в какой нужде человек, так обносился, что и надеть ему нечего. Думал мужик так: «Вот растрогается Бог и пошлёт ему, крестьянину хороший урожай на лён. А лён даст крестьянской семье работу на целый год».
Лён и оденет, и накормит, и вылечит. Про льняные ткани все знают, что они прочны и полезны для тела. Из льняного семени делают масло, которое содержит втрое больше жирных кислот, чем рыбий жир. Одна ложка льняного масла в день сделает полноценным даже самый скудный рацион. Ели наши предки также и кашу из льна. Молотое семя кипятили в молоке, добавляли мёд. Такую кашу ели особенно при разных недугах с животом, проблемах с кожей и волосами. Из семени растения делали муку и добавляли в хлеб или пекли льняные лепёшки, а ещё делали льняной кисель. Муку разбавляли ключевой водой, перемешивали и вливали в кипящий отвар из лесных ягод или яблок. Льняной паклей утепляли дома, льняное масло наливали в светильники, из остатков пряжи делали тряпичные куклы. Сейчас из льна делают композитные материалы для автомобилестроения, стройматериалы, теплоизоляцию и даже лекарства.
Экспонаты для мини-музея я собирала всю жизнь. Так получилось, что большинство из них приехали с моей малой родины — из города Шахунья Нижегородской области, — рассказывала Ольга Епифанова. — За самой большой прялкой ездили в Старый Оскол, а маленькая приехала из Тюмени. Даже имеются лапти моего дедушки Альуллы. Долгое время они висели в лабазе. Раньше ведь ничего не выбрасывали. Старинный самовар тоже из дома бабушки Фаузии и дедушки Альуллы Хабибулиных.
Лён рос. Когда коробочки с семенами темнели, лён «брали» — выдёргивали с корнем и собирали в снопы, которые выставляли в поле для просушки. Вытеребить лён надо было до праздника Успения, к концу августа. Высохшие стебли на току молотили цепами. Выбитые семена сметали в груду и, подбрасывая на ветру лопатами вверх, веяли. Затем лён расстилали тонким слоем на полях на три-четыре недели, после этого волокна хорошо отделялись от внешней оболочки — костры. Отделение волокна происходило при помощи льномялки.
Вот и ребята смогли попробовать освоить этот процесс, между бревном и билом помещали пучок стеблей льна, зажав, протаскивали его по направлению к себе. В результате костра осыпалась, и в руках оставалось только волокно. Потом они с удовольствием и азартом трепали лён при помощи трепала — наносили скользящие удары, выбивая сорняки и остатки костры.
Очёсывание льна — более серьёзный этап, который показывала Ольга Епифанова. Взяв щети — доску с прикреплёнными к ней металлическими зубьями, протаскивала горстями волокна льна. В результате получился самый грубый сорт волокна — очёс. На втором этапе она использовала частый гребень и получила волокно самого высокого сорта — пачеси. Низкосортное грубое волокно использовали для изготовления мешковины, дерюги, половиков и прочего. Высокосортное — кудель — шло на прядение тонких нитей.
В старину девочек за прялку начинали сажать в возрасте пяти — семи лет. Лучшим подарком девушке была богато украшенная прялка, которой она могла похвастаться на супрядях — совместных девичьих посиделках за прядением. Кстати, существовали строгие правила использования веретена, которым должны были следовать все члены семьи. Веретено было исключительно женским инструментом, могло передаваться только по женской линии, мужчина мог касаться веретена только в процессе его изготовления. Как только веретено начинало использоваться при прядении, прикосновение к нему мужчины лишало его силы и ловкости. Ни в коем случае нельзя было брать чужое веретено для работы, а начав прясть, нужно было обязательно закончить работу, не оставляя на завтра, чтобы ночью нечистая сила не запутала кудель.
С началом Великого поста устанавливали ткацкие станы — кросна, а девушки и женщины начинали прясть.
Все ребята с большим удовольствием освоили азы ткачества на большом старинном ткацком станке, а также небольшом современном. Пусть станки и имеют разницу более ста лет, но технология создания полотна у них одна.
Раньше мастерство передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери. Умение ткать считалось одной из важнейших составляющих женской добродетели. Не случайно девичье тканое приданое выставлялось напоказ, чтобы все увидели мастерство девушки, усидчивость, трудолюбие, умение видеть красоту и создавать её.
В наше время ручное ткачество — редкость, но оно имеет большое будущее. Его надо изучать, сохранять и развивать. Для меня передать знания и привить любовь — один из способов сохранить древнейшее ремесло. Чем больше осваиваешь ткачество, тем чётче понимаешь, что границ возможностей и фантазии не существует, — говорит Ольга Епифанова. — Каждый раз, садясь за станок, я испытываю трепет, вплетая старые традиции в современную жизнь, чувствую себя волшебницей, когда рождается полотно.
Первый свой станок с бердом Ольга приобрела пару лет назад и тогда же прошла обучение основам ткачества. Затем обучалась у мастеров различным техникам: ажурное ткачество, бранное, узорное, изготовление половичков. Сейчас работает на новом восьмиремизном станке, на котором можно создавать более сложные узоры. Сотканные мастерицей шарфы и палантины согревают заказчиц из разных уголков нашей страны, а коврики из липового лыка, шерсти украшают интерьеры домов в России и за рубежом. Это уже не просто хобби или увлечение. Это работа, образ жизни. Ну а впереди много идей, изучение новых техник.
На вопрос, откуда взялось такое интересное название мастерской-музея «Макоша», Ольга Витальевна ответила:
Ма́кошь — богиня в славянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с идолами других богов. При их перечислении в «Повести временных лет» Макошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами. Она всегда считалась бабьей заступницей и помощницей. В руках она держит двух птиц — символ семейного очага. На стыке времён в народном сознании христианство и язычество соединялись. В представлении крестьянок Макошь как бы переродилась из язычества в христианскую святую Параскеву Пятницу. И самую первую кудель, кудель-первину, бабы несли в церковь и прикладывали к иконе Параскевы Пятницы. Так сплетались две культуры.
Интерактивная выставка «Как рубашка в поле выросла», где можно было всё потрогать, ощутить и прикоснуться к процессу обработки льна, оказалась для наших ребят очень интересной и познавательной, — рассказала Ольга Томковская, педагог дополнительного образования ГДТ «Академия талантов». — Воспитанники не только увидели своими глазами старорусские приспособления и инструменты для обработки льна, но и попробовали их в деле, ощутили себя ткачами и даже сплели ниточку на веретене, которому 100 лет! Теперь ребята знают, сколько труда раньше стоило изготовление обычной рубашки. Мы провели в музее два часа, и дети не хотели уходить! Спасибо мастерице рукодельнице Ольге Епифановой!