Импульс Севера – Услуг много, «Морошка» одна
16+

Услуг много, «Морошка» одна

Ямал первый среди регионов России в рейтинге цифровой трансформации. Большинство государственных услуг доступно на Ямале в электронном виде. Год назад ещё одним шагом к цифровизации стала карта «Морошка». Старший советник губернатора Ямала Елена Карпова рассказала, как работает карта и какие услуги доступны жителям Ямала.

— Как работает система?

— Большинство государственных услуг переведены в электронный вид и доступны на портале «Госуслуги». С картой жителя Ямала мы пошли в другом направлении — стали оцифровывать те услуги, которые граждане получали в оффлайн-режиме.

Начали с учреждений социального обслуживания, где услуги предоставляли социальные работники. Они лично приходили домой к людям, оказывали услуги, записывали всё в тетрадку, а человек должен был подписать. Потом соцработники возвращались на рабочие места, вносил всё в информационную систему, и это занимало очень много времени.

Для упрощения работы сотрудников и была придумана карта «Морошка». Теперь соцработник приходит со своим телефоном к подопечному, тот прикладывает карту к телефону, на экране которого высвечивается перечень доступных услуг. Работник оказывает услугу, что подтверждается той же карточкой и фиксируется в информационной системе. Благодаря этому соцработнику больше не надо ничего заполнять.

Постепенно подключились другие сферы, например, учреждения спорта. По карте можно купить абонемент, и он будет со скидкой.

— Какие услуги можно получить по карте «Морошка»?

— За картой не нужно никуда идти, заказывать её и ждать, достаточно зарегистрировать свою действующую карту «МИР» любого банка. При смене банковской карты «Морошку» можно подключить к ней. Все действия совершаются в мобильном приложении или на сайте «Единая карта жителя Ямала».

21 тысяча человек уже подключилась к системе. Самые популярные услуги по карте — спортивные. Социальное обслуживание тоже пользуется спросом. Есть проект «Ямальское долголетие», который набирает обороты. К нему подключаются граждане пожилого возраста — женщины от 55 и мужчины от 60 лет через сайт или приложение. Участники проекта получают возможность два раза в неделю посещать досуговые, спортивные, образовательные учреждения, которые им доступны.

— Какие финансовые преимущества у обладателей единой карты?

— Для держателей карт доступны скидки при покупке абонементов или разовых занятий в спортивных учреждениях. Это финансируется из окружного бюджета.

Сейчас мы рассматриваем развитие программы лояльности, в ближайшее время она будет запущена. Мы привлекаем предпринимателей, которые не хотят создавать свои отдельные карты лояльности, стать участниками нашей программы и предоставлять скидки и бонусы по карте «Морошка». Для торговых точек не потребуется перенастраивать оборудование, везде останутся привычные терминалы для оплаты.

Предприниматели, которые участвуют в проекте, получат дополнительную рекламу на портале госорганов и им не придётся выпускать собственные карты.

— Есть ли обратная связь от обладателей «Морошки»?

— В мобильном приложении можно оставить замечания и предложения по работе сервиса. Также сейчас проводим несколько опросов. Проект только развивается и ещё не окончательно сформировался, мы смотрим, что интересно людям, что можно ещё добавить.

— Включён ли в перечень услуг электронный сертификат «Подарок новорождённому»?

— С этого года к карте жителя мы первые в стране подключили электронные сертификаты. У нас их два.

По поводу сертификата на подарок новорождённому пришло обращение к губернатору Дмитрию Артюхову. На первого ребёнка семья получила коробку «Малышу Ямала», детские вещи оттуда хорошо сохранились. Родился второй ребёнок, и вместо второй коробки было бы хорошо получить что-нибудь другое.

Дмитрий Андреевич рассмотрел это обращение и дал поручение, чтобы разработали альтернативу коробке. Так появился электронный сертификат на сумму 32 тысячи рублей. Он привязывается к карте, на которую зарегистрирована «Морошка». Сертификат выпускается автоматически, никуда не надо обращаться. Сведения о рождении второго ребёнка приходят из медицинского учреждения.

На «Озоне» для ямальцев существует специальный раздел, где можно выбрать товары по электронному сертификату. Есть несколько региональных продавцов в Ноябрьске, Тазовском и Лабытнанги. Перечень продавцов доступен и на сайте «Единой карты жителя Ямала».

Мы готовы включить в перечень и других продавцов, которые торгуют товарами для новорождённых. В проект могут зайти даже те, у кого представлена всего одна категория товаров: коляски, подгузники, детские комбинезоны и любые другие. Чтобы подключиться, магазину необходимо кассовое программное обеспечение

Самые популярные товары, которые выбирают родители, — детские коляски. 25 процентов сертификатов тратят именно на них. Второй по значимости товар — подгузники, они нужны всегда. Всего в списке 78 позиций.

Сертификат действует год с момента выдачи. В течение этого времени можно покупать необходимые товары, не обязательно тратить всю сумму сразу.

Всего ямальцам выдали около 500 сертификатов.

— Электронный сертификат на молочную кухню тоже доступен по карте «Морошка»?

— Второй сертификат у нас пилотный. Тоже было обращение к губернатору по поводу приобретения детского питания на молочной кухне. Есть проблемы с её работой: граждан не устраивают качество продуктов и график их выдачи. В Надыме и посёлке Пангоды молочные кухни в аварийном состоянии. В связи с этими ситуациями мы рассмотрели перевод продукции на электронные сертификаты. Сейчас детское питание по сертификату доступно на «Озоне». Второй продавец — торговая сеть «Пятёрочка», она тоже подключилась к нам.

Мы провели опрос среди тех, кто получил сертификаты и приобретал продукты. Люди довольны, но сначала не всем было понятно, как в новом формате приобретать товары.

По молочной кухне есть сертификаты на разные суммы в месяц. Это зависит от возраста ребёнка: до года — 6 500 рублей, от года до трёх лет — 2 000. Также 800 рублей положено беременным и кормящим женщинам. Обращаться никуда не надо, сертификаты выпускают каждый месяц автоматически. Сведения о медицинских показаниях мы получаем из учреждений здравоохранения.

Сейчас мы наблюдаем за эффективностью работы новой системы и рассматриваем вариант распространения сертификатов на весь регион.

— Карта рассчитана только на взрослых ямальцев?

— Подключиться к «Морошке» могут дети от 14 лет. Для регистрации нужна подтверждённая учётная запись на «Госуслугах» и банковская карта «МИР».

С этого года мы планируем подключать к карте ребят до 14 лет. Создавать для них личные кабинеты смогут родители. В личном кабинете можно будет сгенерировать QR-код и подтвердить услуги, которые будут предоставлять детям. Если у ребёнка есть детская карта от любого банка, то его «Морошку» можно подключить к ней.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»