Импульс Севера – Универсальный солдат
16+

Универсальный солдат

Тема патриотического воспитания и службы в армии сейчас активно обсуждается в российском обществе. На вопросы, посвящённые этой теме, через призму собственного опыта корреспонденту газеты «Правда Севера» ответил Равшан Джавадов, член «Десантного братства Нового Уренгоя» и ведущий специалист отдела патриотического воспитания клуба «Ямал — Патриот».

В школьные годы ты занимался в каких-то спортивных секциях или патриотических центрах?

Я всегда был занят в спортивных секциях, участвовал в детских «Зарницах», от школы выступал на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту. Но эти мероприятия были больше акцентированы на навыках спортивной подготовки, чем на идеологических аспектах нашего воспитания. А патриотом я был с детства, меня так воспитали.

Получается, твой путь в области военно-патриотической деятельности начался со службы в армии. У тебя было желание служить или ты чувствовал внутреннее сопротивление?

Сопротивления не было, было рвение с самого детства. Я видел, чем занимается отец, и мне это нравилось. Он при мне с 30 метров в тонкое гранатовое дерево обычным ножом попадал. Ещё занимался армейским рукопашным боем, но меня в то время не обучал этому, потому что я был ещё слишком мал. А я горел желанием научиться, и впоследствии армия дала мне такую возможность.

Где проходила твоя служба, какая была специализация?

Из регионального распределителя в Ноябрьске я попал в учебную часть в городе Елань. Это образцово-показательная часть. Там я отслужил пять месяцев и получил военную специальность, стал заместителем командира боевой машины. Бывает, что срочники сразу оказываются в боевой части, минуя учебку, а там уже такую специальность получить нельзя. Некоторые призывники не хотят попадать в учебную часть, потому что там будет больше требований. Но в нынешнее время мы понимаем, что обученные военные специалисты очень нужны, их не хватает. Поэтому я доволен тем, что отучился.

Где ты служил после учебной части?

Через пять месяцев пришло время распределения в боевые части. Я хорошо зарекомендовал себя, поэтому, когда пришли отбирать солдат в десантники, наш командир роты вышел из кабинета и сказал, указывая на меня: «Вот этого повнимательнее смотрите». Было очень приятно это слышать, но я не подал виду, не положено. Так я попал в город Уссурийск и сразу занял должность заместителя командира боевой машины десанта. Через пару месяцев я стал командиром БМД.

Часто слышу такое мнение, что в армии нечего делать, это пустая трата времени, лучше «откосить». Как ты относишься к такой точке зрения?

Я не понимал и по сей день не понимаю людей, которые хотят от армии «откосить». Армия — это школа, если она существует, значит необходима. И мы сейчас свидетели того времени, когда навыки, которые можно развить в армии, действительно нужны. После службы у меня не было и мысли сказать, что я провёл время зря, потому что многому, чему хотел обучиться, научился там.

Некоторые приходят из армии и говорят, что там их ничему не научили. Как так получается, что кто-то выходит со знаниями и навыками, а кто-то без?

Многое зависит от желания самого солдата эти знания и навыки получить. К примеру, выдаётся боекомплект на боевую машину, рота должна его выпустить. По идее, каждый человек должен выпустить свою часть боекомплекта, но в реальности это занимает очень много времени. И для упрощения задачи командиры поручают стрельбу нескольким солдатам из роты, которые сами этого хотят. У нас их называли «киборгами». У каждого было право стать этим человеком. Если бы все вызвались и сказали, что будут учиться, все бы научились. Но вызвались трое, в том числе и я.

Какие ещё навыки ты приобрёл за время службы?

Я очень хотел выступать на соревнованиях по армейскому рукопашному бою, но у меня была только база вольной борьбы. Перед уходом на службу я записался на кикбоксинг, чтобы научиться работать в стойке. Уже в армии стал искать, у кого учиться технике армейского рукопашного боя. Причём, мне очень повезло, потому что в нашей роте сержант моего взвода был рукопашником, он меня тренировал. В итоге из всего батальона меня одного взяли выступать на соревнованиях.

Какими качествами, по-твоему мнению, обладают солдаты-лидеры, которые хорошо проявляют себя на службе?

Думаю, стержень должен быть в первую очередь, разумная инициатива, целеустремлённость, стремление к знаниям, справедливость. По себе могу сказать, что я всегда старался относиться к сослуживцам по справедливости, не делил никого по национальным признакам или каким-то ещё, как это в армии бывает. Всегда держал своё слово. Поэтому, наверное, ко мне тянулись ребята из моей роты, и командиры это замечали. Я даже помню тот день, когда на это обратили внимание.

Расскажи об этом случае.

Так получалось, что я попадал изначально не в самые лучшие роты, что в учебке, что в боевой части. Вышестоящее руководство постоянно было чем-то недовольно: то ремонт плохой, то нет учебной материальной базы. Командир обратился к сержантам и офицерам, чтобы те организовали помощь нашими силами. Они не смогли этого сделать. Тогда командир заметил в моём взводе парня с лидерскими качествами, назовём его Дима. А я себя никогда вперёд не выставлял. Можно сказать, я выталкивал Диму вперёд, потому что он этого сам хотел. Но процессами внутри роты на самом деле руководил я. В один день командир роты жёстко отчитал Диму за то, что скоро смотр, а рота к нему не готова. Через пять минут их разговора слышу: «Рядовой Джавадов, на выход!». Я сразу понял, что Дима сдался. Командир попросил меня привести роту в порядок, и она в итоге стала образцово-показательной.

Как ты начал работать специалистом в клубе «Ямал — Патриот»?

Через друзей я узнал, что есть вакансия в Молодёжном ресурсном центре, в отделе патриотического воспитания, где нужно будет заниматься допризывной военной подготовкой воспитанников. Я понял, что с лёгкостью справлюсь с этой работой, потому что в армии занимался почти тем же самым. Меня взяли, и мы начали набирать обороты, показывать результаты, выступать на соревнованиях всероссийского масштаба.

У тебя есть авторская программа «Универсальный солдат». Что в неё входит, как пришла идея создания?

Я придумал эту программу, исходя из своего опыта службы и убеждения в том, что необходимо быть всесторонне развитым. «Универсальный солдат» — это я и моё стремление. В программу входят те дисциплины, которые я изучал в учебной и боевой частях. Сейчас мои ребята занимаются боевым искусствами, развитием вестибулярного аппарата, игровыми видами спорта, тактической, огневой, строевой, разведвывательной подготовкой и многими другими дисциплинами. Недавно мы ввели для ребят школу этикета, скоро начнём занятия.

Как ты находишь общий язык с детьми?

Для детей нужно быть интересным, тогда они сами будут тянуться. На сегодняшний день у меня это получается. Ребята с удовольствием ходят, подтягивают своих друзей. Я их воспитываю, как в песне, «по суровым десантным законам». Всегда чем-то мотивирую, например, показываю, что можно заниматься рукопашным боем или метать ножи, но нужно получить допуск — сдать элементарные азы строевой подготовки, истории и ОФП. Также выявляю их «хотелки» и говорю, что могу это дать, но придётся приложить усилия. Тогда у подростков появляется стремление учиться и развиваться во всех направлениях.

А ты сам продолжаешь совершенствовать свои навыки?

Мы приглашаем в центр специалистов из различных спецподразделений, это даёт нам возможность самим получать новые знания в разных дисциплинах. Недавно, например, у нас было занятие по тактической медицине. Бывает такое, что во время своего отпуска я прохожу обучение. В следующий раз хочу поехать на занятия по тактике ведения боя в городских условиях. В целом общение со специалистами из разных областей открывает много возможностей для развития и углубления знаний.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»