Импульс Севера – Учитель с открытыми ладонями
16+

Учитель с открытыми ладонями

У каждого из нас в школе был любимый учитель, на уроки которого мы всегда торопились. Чтобы заинтересовать современных детей своим предметом, педагогу нужно обладать не только талантом, но и неимоверной любовью к своей профессии, неустанной энергией и недюжинной выдержкой. Преподаватель русского языка и литературы школы «Земля родная» Владимир Савельев в программе «Вопрос ребром» рассказал, насколько строга самая внимательная публика — мальчишки и девчонки.

Владимир, вы завоевали звание лучшего учителя Ямала в окружном конкурсе, поздравляю вас с победой! Знаменательно, что именно в Год педагога и наставника в России и Год знаний на Ямале Новый Уренгой вошёл с такими значимыми результатами в образовательной сфере. Расскажите, как проходил конкурс, как вы к нему готовились?

В этом году конкурс предполагал новые направления. Помимо уроков проходили испытания, связанные с современными трендами в образовании, например, тестирование эмоциональной грамотности. Для многих учителей это было что-то необычное, где-то вызывающее стресс. Подготовку проходил вместе со школьной командой коллег при поддержке директора Светланы Боцян, она умеет руководить творческими командами. Для нас не было в этом чего-то непонятного и нового, потому что в прошлом году была та же подготовка, когда я представлял школу на городском уровне.

Что стало решающим фактором для судейской коллегии?

Сложно сказать, соперники были достойные, каждый учитель со своей изюминкой в подходах к образованию. Наверное, мне помогли моя амбициозность, умение ставить цели, достигать их и, конечно, открытость. Ко всем трудностям всегда подхожу с лёгкостью, улыбкой, а если случится ошибка, то она будет превращена в опыт. К конкурсу подошёл спокойно. Это и помогло.

Наверное, такой же позитивный настрой во время уроков привлекает ваших учеников, и они внимательно вас слушают?

Конечно. Когда открыты глаза, ты готов к общению, это помогает раскрывать детей. Не сталкиваешься с нежеланием отвечать, закрытостью и так далее. Такого я не встречаю на своих уроках.

Владимир, расскажите, как вы пришли в эту профессию? На мой взгляд, мужчина, преподающий гуманитарные предметы, — довольно редкое явление.

Мой путь в профессию начался ещё со школьной скамьи. Помню уроки русского и литературы в средних классах, тогда я влюбился в образ учителя — его статность, серьёзность и, конечно, влюблённость в свою профессию. В этом и есть талант преподавателя — увлечь учеников в свой предмет с головой. Одним из них был я. Тогда понял, что именно с этими предметами хочу связать свою жизнь. Филология — это что-то прекрасное.

Да вы романтик!

Да, романтика — это замечательно, она присутствует в моей жизни. Ещё на мой выбор профессии повлияло желание быть важным и значимым.

Может быть, в ваши юные годы именно этих качеств вам не хватало, поэтому вы решили вырасти как личность благодаря выбранному профессиональному пути?

Да, возможно. Не буду лукавить, понимал, что мне страшно выходить на сцену, я не готов высказывать своё мнение, не верил, что оно может быть значимо для кого-то. Тогда решил, что эти качества и буду развивать и докажу самому себе, что способен стать хорошим педагогом.

Работа учителя требует максимальной энергетической отдачи. Это одна из самых непростых профессий.

Согласен. Если ты хочешь получать открытость от учеников, для этого будешь затрачивать свои физические и моральные силы. Ты тратишь всего себя на каждого ребёнка, на протяжении всего урока включаешь повышенную внимательность, ведь каждого нужно заметить, каждому уделить внимание.

Мне кажется, это практически невозможно, ведь у вас в классах по 30 человек.

Да, наполняемость классов большая. Конечно, это энергозатратно. Пусть у меня небольшой опыт — всего 13 лет, но всё же, когда ощущаешь значимость своего дела, ты морально удовлетворён. Понимаешь, что не зря пришёл в профессию. А тем более когда всё это подкрепляется какими-то результатами помимо внутришкольных экспертиз, ОГЭ и ЕГЭ, например, победами в детских конкурсах. Даже маленькие успехи учеников, когда они научились понимать предмет или хорошо написали контрольную, тонизируют.

В любой профессии происходит выгорание. У вас бывали мысли уйти из школы и никогда туда не возвращаться?

Нет, никогда такие мысли не закрадывались. Некоторые психологи рекомендуют менять место работы раз в пять — семь лет. В моей педагогической практике так сложилось, что «Земля родная» — моя пятая школа, по различным обстоятельствам приходилось переезжать из города в город. А каждая школа — это что-то новое: коллектив, общение, дети, родители, выстраивание взаимоотношений. Не успел я заскучать, выгореть. Постоянно нахожусь в поиске, что-то меняю в себе. В моей практике нет места выгоранию.

В вас говорит творческая личность, которая постоянно ищет в своей работе новые подходы, механизмы, крючки, чтобы зацепить свою юную аудиторию.

Творчество мне присуще. Понимаю, что в нашем сложном мире к своей работе нужно подходить креативно. Это один из трендов современного образования. Критическое креативное мышление становится во главу угла в учебном процессе всё больше и больше.

Есть старая школа и новая — современные преподаватели. Каково сегодня вашим старшим коллегам?

Старая школа незыблема, фундаментальна. Есть вещи, которые никогда не устареют, как то, что когда-то было заложено Макаренко, не перестанет быть актуальным. Но сегодня молодому поколению педагогов легче найти общий язык с детьми, ведь многое ими понимается. Например, я спокойно отношусь к тому, что ребёнок часто меняет цвет волос или что-то рисует у себя в тетради на полях. Воспринимаю это как выражение своей личности, творчество. А если говорить о старой школе, когда были установлены чёткие строгие рамки, — это было недопустимо. Сегодня мы это воспринимаем как проявление индивидуальности ребёнка и помогаем ему проявлять своё «я».

Тогда старая школа может вас спросить: «А как же дисциплина в учебном процессе»?

Дисциплина, конечно, есть. Если мы говорим про творчество, индивидуальность, это не значит, что дисциплины нет. Любой творческий процесс можно упорядочить. Дисциплина — это что? Когда ребёнок должен соблюдать какие-то правила. Если урок проходит весело, ребёнок смеётся и что-то создаёт, это зачастую воспринимается как нарушение дисциплины. Нет, сегодня даже понимание порядка на уроках другое. На моих предметах дисциплина есть, пусть не в классическом её воплощении.

Каких авторов современной русской литературы вы бы порекомендовали прочитать нынешним подросткам?

Порекомендовал бы автора, которым сам интересуюсь. Это Виктория Токарева, представляющая женскую прозу, описывающая тонко нашу окружающую действительность, подробно, с юмором. Она рассказывает о таких вещах, которые встречаются каждый день, но мы об этом не задумываемся. Токарева подходит для подростков, которые переходят во взрослую жизнь и в первый раз влюбляются, познают мир. Она пишет по-особому, в её творчестве много фразеологических оборотов, то, что ребёнок слышит вокруг себя, в семье, школе, магазине. Автор многому учит, описывает ошибки, которые совершают герои, и то, как они их осознают и преодолевают. Многие ситуации из её книг могут стать поучительными для наших детей. Современная литература настолько многогранна и разнопланова, что не всё можно взять в школу. Например, нашумевшего Пелевина. Его можно обсуждать в более узких кругах, за пределами школы. Нужно говорить о вещах, описанных в его книгах, но не в процессе воспитания детей.

Виктория Токарева, по вашим словам, напомнила мне Евгения Гришковца.

Да, согласен с вами! Эти два писателя очень схожи взглядами на этот мир. Когда Гришковец выступает со своими монологами на сцене в тёмном зале, то полностью читается атмосфера, как в книгах Токаревой.

Чем вы цепляете детей, чтобы они все 40 минут слушали вас, не отвлекаясь?

Пусть это будет пафосно звучать — собой! Своими приёмами и взглядами на материал учебника. Когда я захожу в класс, то сперва спрашиваю детей, как у них дела? Предлагаю поговорить о погоде, посмотреть в окно. Или расскажу какую-нибудь интересную новость. Если веду урок литературы, то начинаю не с открытия учебника, а с прочтения ребятам хорошего стихотворения, чтобы погрузить их в атмосферу урока. У меня есть разные приёмы, которые они не видят на других предметах. Я практически никогда не беру в руки учебник. Если из него нужно упражнение, то заучу его или же трансформирую и предложу детям. Они очень внимательны. Считаю, что учитель должен работать с открытыми ладонями, открытым лицом, чтобы мальчишки и девчонки не заскучали.

Как мессенджеры повлияли на написание сочинений?

Повлияли не только на написание сочинений, но и весь процесс обучения. Если раньше свои мысли по поводу прочитанного ребёнок мог выразить на письме, то сегодня у него диапазон жизненных примеров и источников сужается. Невозможно же на уроке привести в пример какой-нибудь мем или сюжет из «Тик-тока». Поэтому ребёнок не знает, о чём рассказать и что описать в своём сочинении. Есть сложности.

Современному учителю нужно искать подходы, чтобы не просто заставить детей читать, а хотя бы научить пользоваться тем минимумом, который он прочитал, и замотивировать читать больше. Например, у нас с вами в школьные годы не было такого диапазона возможностей получения информации. Её мы черпали из своей жизни, жизни окружающих нас людей, поэтому и сочинения отчасти получались душевные, искренние.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»