Импульс Севера – Проживать городские истории
16+

Проживать городские истории

Искусство — многогранный мир. Современный зритель искушён различными формами подачи творческого материала, и удивить его сегодня, несомненно, сложно. Новоуренгойскому музею изобразительных искусств удаётся впечатлить гостей каждой новой экспозицией. Сотрудники этого заведения за нынешний год воплотили в жизнь немало интересных концептуальных проектов. О творческой кухне в программе «Вопрос ребром» поговорили с заведующей экспозиционно-выставочным отделом Снежаной Орловой.

— Музей изобразительных искусств — это целый творческий мир. Расскажите, чем он наполнен, какие проекты, экспозиции вы представляете?
— Понятие «музей» в последнее время меняется. Если раньше это было только место хранения и экспонирования предметов историко-культурного значения, то сегодня — площадка для творчества, презентаций, самореализации и просто общения.
Наш выставочный сезон начинается в сентябре и заканчивается в мае. В этот раз мы начали сразу с нескольких ярких проектов. Открыли выставку «Искусство инноваций», посвящённую деятельности газодобытчиков. Были представлены макеты плавучих нефтегазовых платформ. Я увидела, что инженерное искусство — это просто гений человеческой мысли и вполне может быть представлено в Музее изобразительных искусств. Впервые стал осязаем кубометр газа. Этот арт-объект пользовался большим успехом у публики. Яркая мультимедийная экспозиция «Ямал. Тепло Арктики» представлена сегодня в арт-галерее. Ради неё галерея погрузилась во тьму. Проект рассказывает об истории Ямала и газодобывающей отрасли в нашем регионе.
Действует и другая выставка — «Солнце — оно для всех», посвящённая памяти фотографа Александра Зинченко. Она тесно переплетена с историей города.
— На ваш взгляд, насколько сегодня новоуренгойцы близки к культурной жизни города, каков интерес жителей к искусству и к тому, что вы представляете в музее?
— Новоуренгойцы — достаточно культурный народ. Наши люди очень близки к культуре округа, города и, в частности, событиям в нашем музее. Публика более чем искушённая, и это для нас вызов: позволяет нам держать себя в тонусе и соответствовать уровню крупных музеев. Зритель наш не просто готов, он просит современной подачи, авангарда, хорошего качества выставок.
— Ваша должность звучит сложно. В чём же суть, каковы задача вашей профессии?
— Моя обязанность — делать выставки, участвовать в составлении плана на год. Я должна знать, какие экспозиции у нас будут, и делать их интересно. Чтобы работать хорошим выставочником, нужно быть одновременно и воздушным творческим, и земным системным человеком. Без грамотного планирования невозможно сделать хорошую историю, как без прочного фундамента нельзя построить дом. Над некоторыми выставками работаю по несколько месяцев. Бывают такие темы, которые хочется преподнести в ином свете, дать им новую жизнь. Нужны нестандартные, неожиданные приёмы.
В прошлом сезоне создали экспозицию «Берёза-Арт» — картины на бересте Сергея Сурина. Я не хотела показывать то, что все ожидают. Как преподнести картины на бересте так, чтобы это было современно? Вспомнила один свой опыт. Однажды создавала демоквартиру. Это демонстрация для потенциальных покупателей, где вся мебель нарисована. Тогда мы нарисовали интерьер на стенах музея. Картины на бересте повесили над лестницей, нарисованным диваном, а рядом «расположили» торшер, кресло, книжную полку, камин… Директор музея Алексей Матвеев сказал, что это самая элегантная выставка 2021 года.
— Каждая экспозиция — отдельная история. Чтобы зрителю её верно прочитать, зал должен быть оформлен в определённой концепции?
— Это так. Что такое дизайн? Это когда зритель вошёл в помещение, которое создал дизайнер, и сразу получил ощущение, что здесь всё так и было, всё логично. Вот это высший пилотаж, когда у человека создаётся впечатление, что он здесь уже был. Зритель знает, куда смотреть, его внимание не рассеивается — такова задумка по сценарию экскурсии, которому следует зритель.
— Есть ли для вас самая незабываемая выставка, над которой вы работали?
— Есть любимые авторские проекты. Самый запоминающийся, по которому до сих пор скучаю, хотя прошло уже почти два года, назывался «Блокада» и был приурочен к Победе в Великой Отечественной войне. Мне захотелось рассказать эту историю так, чтобы люди прочувствовали, как это было. Представьте, вы пришли в музей, перед вами гравюры Соломона Юдовина, повествующие о том, как голодные люди несут воду, везут умерших родственников на санях. Вы посмотрели, послушали и ушли. А тут вы заходите в тёмное помещение, и вокруг вас раздаются неожиданные звуки, щёлкает метроном, вы пробуете на вкус блокадный хлеб, заглядываете в окна блокадного Ленинграда… За каждым окном вы слушаете историю человека, который живёт здесь. Я собирала эти истории по крупицам. Несколько месяцев слушала интервью с блокадниками, выписывала интересные факты, о которых не пишут в книгах, газетах, учебниках.
И новоуренгойцы узнали о том, как был отключён телефон, а с людьми разговаривало радио. Узнали о значении блокадного театра. И вдруг посреди рассказа в музее раздаётся жуткий вой сирены (уровень децибел я прописала заранее), и экскурсовод всех заводит в «бомбоубежище». Представьте себе школьников, которые никогда этого не слышали. Они заходят в абсолютно тёмное помещение со свечкой в руках, светодиодной, конечно, слушают блокадные письма в исполнении актёров, а за стеной жутко громыхает рушащийся город. Дети прижимались к мамам и спрашивали: «Мам, там всё рушится?» Мы сидели всего лишь шесть минут, а ленинградцы сидели так сутками. Потом слушали запись о снятии блокады, как громыхал салют на Неве, как люди радовались. Ели блокадный хлеб, который я пекла сама (нашла рецепт, по которому можно было приготовить в наших условиях).
Следующим станет проект под названием «Брест».
— История Нового Уренгоя основана на романтизме первопроходцев — основателей города. Музеем создан замечательный проект «Городок первопроходцев». Расскажите об идее и её воплощении.
— Этот проект — наш ребёнок. Он начался ещё в 2020 году. Идея Алексея Матвеева. Первый эскиз принадлежал ему. Я участвовала в создании макета как проектировщик. Несколько раз вносили изменения, меняли локации. При поддержке Полины Шумовой, председателя Городской Думы, мы получили участок земли на территории «Академии талантов» — в микрорайоне Дружба, 2/10. Когда впервые пришли на этот участок, он был завален снегом и похож на оазис. И мы поняли, что это то самое место! Здесь быть городу. Мы тщательно готовили проект, исходили в первую очередь из исторической хронологии. Город должен быть логичным для изложения от начала работы сейсморазведчиков в конце 1940 до конца 1970 годов. Этот временной отрезок нам нужно показать в объектах, которые скреплены рассказом.
Красная бочка находится на будущей улице нашего городка имени Никульчева и Камолова, создателей ЦУБов, тех самых бочек, мало кто об этом знает. Синяя «бочка» будет находиться на будущей улице Музейной. «Бочки» мы нашли ещё летом благодаря соцсетям. Предложений была масса, даже ездили в Пангоды на смотрины. Красная «бочка» стоит на тех самых санях, на которых её когда-то возили. И ради этих саней крановщику пришлось проявить чудеса сноровки, чтобы поднять наш экспонат, ведь он был по кругу застроен жилыми домами. Пришлось разобрать забор на территории «Академии талантов», установить бетонные постаменты и только потом водрузить на них наши ЦУБы.
— Самое главное для вас сейчас — передать в интерьере дух того времени.
— Нельзя соврать ни в чём, чтобы не было ни малейшего несоответствия интерьера. Обои, шторы, покрывала, посуду, мебель — мы ищем всё! На чём спали, сидели, отделочные материалы. В то же время нельзя обойтись без современных технологий. Я имею в виду мультимедиа, чтобы погрузить зрителя в атмосферу. Недостаточно просто прийти посмотреть. Чем больше задействовано органов чувств, тем больше у человека возникает мыслей. Есть аудиодуш, например, в люстру встраиваем датчик, и, когда становишься под неё, загружается звук. Можно услышать радио того времени, как работает телевизор, или же как кто-то готовит еду. Масса таких приёмов. Например, окно со встроенной мультимедийной панелью, которая транслирует видео 70-х годов.
Считаю, что пройдёт некоторое время, и эти «бочки» снова станут востребованы. Это замечательное арт-пространство. Допустим, обустроить такой загородный домик, а его торец сделать полностью стеклянным, тёплым, чтобы каждую ночь перед сном ловить северное сияние.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»