Импульс Севера – Педагогические наблюдения в детском саду. Особенности и правила организации.
16+

Педагогические наблюдения в детском саду. Особенности и правила организации.

 

Детство не ждет вызревания нашей готовности к изменениям.
Оно самоосуществляется ежеминутно и повсеместно.
Оно требует признания своих достоинств и достижений.
Оно требует уважения и поддержки.

Л.В. Михайлова-Свирская

Что значит наблюдать?
Самое важное в этой теме это то, что необходимо понимать разницу в двух действиях: наблюдать и смотреть за детьми.
В течение всего дня педагог смотрит за всеми детьми в группе, видит всех, чутко реагирует на их запросы, на их действия. В этом случае внимание фиксирует, прежде всего, тех детей, чье поведение выбивается из «общего ряда» — например, самых моторных и самых медлительных, ссорящихся, не занятых «полезным делом» или, напротив, проявляющих чрезмерное усердие. Что именно в ситуации «смотрения» видит конкретный человек зависит от многих факторов, но прежде всего от его собственных приоритетов и ценностей. В тоже время, большинство детей остается вне поля внимания педагога и сказать о них что-либо конкретное оказывается сложно. Если попросить педагога рассказать о том или другом «законопослушном» воспитаннике, то, вполне вероятно, скорее можно услышать обобщенные оценочные слова — «хороший, добрый, подвижный, активный и т.п.», — чем примеры конкретных действий, высказываний, достижений, особенностей, трудностей.
Наблюдение же — это целенаправленное действие, то есть у педагога есть цель, есть выбранный субъект для наблюдения (т.е. ребенок, один или в партнерстве) это то действие, которое сопровождается обязательной фиксацией либо в форме письменного текста, либо в форме фото, либо в форме видео записи. То есть наблюдение это: определенный отрезок времени, субъект, цель и фиксация.
Наблюдение позволяет собрать множество фактов, свидетельствующих о мотивах действий ребенка, о направленности его интересов, особенностях развития движений или речи, о характере взаимодействия с другими людьми и восприятия им мира в целом.
Таким образом, наблюдение за детьми и фиксация результатов, позволяет педагогу постоянно анализировать свою работу и правильно организовывать развитие воспитанников. Оно позволяет понять каждого ребенка как личность, и на основе результатов наблюдения постараться создать для дошкольника комфортные условия, помочь найти своё место в коллективе, вовлечь его в жизнь группы, поддерживать и поощрять его активность и инициативу в познании.

Итак, наблюдать за деятельностью детей нужно для того, чтобы:

  • увидеть конкретные изменения в физическом, познавательном, социальном, эмоциональном развитии ребенка с течением времени;
  • лучше понять, что происходит с ребёнком, распознать действительные причины и их следствия;
  • внести изменения в развивающую среду и в свои действия;
  • внести изменения в учебный календарный план для того, чтобы образовательная технология наилучшим способом подходила детям группы;
  • получить наиболее адекватную оценку ситуации в развитии ребёнка, согласовывая мнения различных взрослых;
  • видеть, как те или иные знания и умения, полученные детьми в ходе «непрерывно образовательной деятельности», осмысливаются, трансформируются и используются ими самостоятельно;
  • определить моменты, вызывающие озабоченность;
  • найти способы, позволяющие лучше всего решать проблемные ситуации;
  • получить информацию, которой могут воспользоваться как педагоги, так и родители для лучшего понимания ребёнка и координации своих действий;
  • получить обратную связь об эффективности (или неэффективности) собственных педагогических действий;
  • дать возможность родителям больше узнать о своих детях.

Кто должен вести наблюдения?
ФГОС ДО касается любого дошкольного учреждения независимо от его статуса, места расположения и если он говорит, что нам необходимо вести педагогическую диагностику (а это и есть педагогические наблюдения) то наблюдения необходимо вести всем взрослым сопричастным к жизнедеятельности ребёнка, но прежде всего — профессионально ответственным за его образование педагогам — воспитателям, специалистам, то есть всем, кто непосредственно вовлечен в образовательную деятельность с детьми.
Как предъявить результаты родителям?
Мы хотим выстроить с родителями позитивные, конструктивные, доброжелательные отношения, а предметом, основой таких взаимоотношений является ребенок, поэтому мы должны быть и понятны друг другу и интересны друг другу и полезны в понимании того что происходит с ребенком, в плане т ого как поддержать его развитие.
Основой могут служить только факты, свидетельствуя о том, что вы видите детей, цените детей, готовы увидеть в них прежде всего достоинства, достижения, с уважением относитесь к ребенку, с радостью готовы поделиться результатами своих наблюдений, не забывая о корректности предъявления.

Коленко Татьяна Вячеславовна,педагог-психолог МБДОУ ДС «Ёлочка».

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»