Импульс Севера – От колышка до газовой столицы
16+

От колышка до газовой столицы

В библиотеке имени журнала «Смена» 8 декабря прошла встреча с участниками первого санно-тракторного десанта, который ровно 50 лет назад вышел из Пангод на место будущего Нового Уренгоя. Тогда, в декабре 1973 года, 40 человек на нескольких единицах техники — тракторах, тягачах, грузовиках — преодолели путь длиной чуть более 100 километров за шесть дней и забили колышек на месте, где вскоре начал расти город.

Это — момент рождения Нового Уренгоя и первый в череде полувековых юбилеев, которые будут отмечать новоуренгойцы в ближайшие годы. И до сих пор живы люди, которые стали участниками этого исторического момента. Первопроходцы Иван Ужегов, Владимир Верещагин, Алексей Шестаков и первый градоначальник Нового Уренгоя Пётр Данильченко встретились с нынешними новоуренгойцами и вспомнили, как это было…

Начало уренгойских времён

В сентябре 1973 года на место будущего Нового Уренгоя прилетел вертолёт с правительственной комиссией. Она должна была оценить работу проектировщиков, которые определяли место для будущего населённого пункта. Этот участок должен был иметь подходящие для строительства грунты и находиться на умеренном расстоянии и от месторождения, и от водоёмов. 3 октября в газете Пуровского района вышла заметка. В ней руководитель района сообщил, что через два года на выбранном месте будет город, рассчитанный на 35 тысяч человек. Организовало строительство нового населённого пункта предприятие «Надымгазпром».

— Генеральный директор производственного объединения «Надымгазпром» Владислав Владимирович Стрижов, по сути, является отцом нашего города. Он принял решение не дожидаться приказа сверху. После 3 октября он понял, что на строительство города есть всего два года. Как вписаться в эти сроки, никто не представлял. Решение выдвигаться до официального приказа сверху было для директора опасным, — рассказывает директор Новоуренгойского городского музея Алексей Матвеев.

Владислав Стрижов попросил руководителя автотранспортного предприятия Константина Ватолина пригласить к нему людей. Одним из этих людей стал Иван Ужегов, водитель гусеничного транспортёра-тягача (ГТ-Т), он и возглавил разведочную поездку на Уренгой в 1973 году.

— Нас проинструктировали, что мы должны выдвинуться на Уренгой. Здесь ничего не было, нам просто указали направление. На определённом километре мы должны были выбрать место для благоустройства, — рассказывает Иван Ужегов. — Примерно 19 октября мы выехали. Дорог не было, но мы нашли место, забили колышек и вернулись обратно.

Прокладывать дорогу первым было сложно. Приходилось искать объездные пути из-за болот и обрывистых берегов рек. Двум водителям ГТ-Т приходилось ночевать на холоде.

Путь в неизвестность не обошёлся без опасных происшествий. Иван Ужегов ехал в головной машине, исследовал и прокладывал дорогу в заснеженной тундре.

— Мы ехали вторые сутки. В мороз дорога утомляла. ГТ-Т гусеницами поднимает пыль, глаза от этого устают. Сначала я видел впереди только белизну, снег, а потом темнота и впереди ничего нет. Я среагировал, нажал на тормоза. Оказалось, что я остановился на краю обрыва высотой в метра три. При первом качке упали две бочки с топливом и пробились об запасные траки для гусениц. Топливо вылилось, — рассказывает Иван Григорьевич. — Пока я раскачивался, подъехал второй механик-водитель ГТ-Т Сергей Воробьёв. Он меня вытащил.

Проторенным путём

По возвращении разведки сформировали колонну. Ивану Ужегову дали время подготовить машину — снова в Уренгой, во главе полноценной колонны.

— Мы шли на вездеходах, дорога была очень сложная. С нами в этой колонне были бульдозеры, большой артиллерийский ТГ. Они расчищали дорогу и засыпали снегом места, где были речки и болота, — вспоминает первопроходец.

Иногда сложности в дороге появлялись из-за самой конструкции ГТ-Т. Однажды во время движения десанта Иван Ужегов чуть не замёрз в декабрьской тундре без топлива.

— В ГТ-Т нет индикатора количества топлива. Его всегда надо было смотреть самому, выходить на улицу, открывать бак. Когда мы ездили вдоль речки туда-сюда, чтобы найти путь, я упустил момент, когда оставалось мало топлива. Переехал речку и сказал колонне ехать дальше по моему следу. А они дошли до речки и остались там ночевать. Я проехал ещё 15-20 километров, и топливо закончилось. В мороз оставалось только выживать. Отжимался и прыгал до следующего дня. Только после обеда они до меня доехали. Вытащили в тёплую кабину, раздели, спиртом натёрли. Начальник колонны Анатолий Морковин спросил, отправить ли меня обратно. Я ответил, что проблем нет, еду дальше, — рассказывает первопроходец.

Десант шёл по маршруту 501-й стройки через много лет после её закрытия. На пути встречались домики обходчиков. Некоторые из них стоят до сих пор.

— Из фондов «Надымгазпрома» десанту дали четыре балка: вагон-рация, вагон-столовая и два жилых. С этого всё начиналось, — уточняет Александр Рябов, старожил Нового Уренгоя.

Просто работа

На участников десанта возлагали большие надежды. Они тогда не осознавали, что совершают какое-то великое дело, просто каждый делал свою работу.

— Чувствовали они себя героями-пионерами? Нет. Это была повседневная работа. У них было задание, они его выполнили и поставили задачу нам. А сегодня мы понимаем, что они лучшие, — утверждает Александр Рябов.

На следующий день после того, как колонна приехала на место, Иван Ужегов отправился обратно в Пангоды, чтобы отвезти журналистов. На новом месте остались тракторы и несколько машин. Остальные уехали за топливом и стройматериалами.

Проектировал территорию под первый посёлок маркшейдер Алексей Шестаков. Он оказался на месте даже раньше, чем первый десант в полном составе. Его и двух других специалистов привезли на место вертолётом.

— Мы жили в бараке связистов со времён 501-й стройки. Рядом стояла землянка, и ещё была избушка в сторону посёлка, в ней ночевали. Потом к бараку связистов пришли два вездехода. В итоге ютились вместе человек десять. Было холодно, постоянно топили печку-буржуйку, — вспоминает маркшейдер. — Наша задача была выполнить разбивку границ посёлка. Мы это сделали. Погода была нормальная, ясный день и мороз. Когда пришла колонна, мы показали место размещения. Бульдозеристы расчистили место под вагончики.

В следующих десантах участвовал ещё один герой-первопроходец Владимир Верещагин. Второму, третьему и последующим десантам не было легче, несмотря на то, что путь от Пангод уже накатали: дорогу постоянно заметало, каждый раз её приходилось прокладывать снова.

— Иван Григорьевич постоянно ездил туда-сюда, след оставлял хороший. Наша задача была довезти два КП-25. Шли не меньше двух суток. Лафет был широкий, заваливался то в одну сторону, то в другую, — рассказывает Владимир. — Потом буровое оборудование, собирали его. Квалифицированный монтажник был только один, поэтому под его руководством буровую вышку собирала бригада лесорубов. Собрали довольно быстро.

Первопроходцы с теплом вспомнили и про связистов, которые жили в избушках на пути от Пангод к Уренгою.

— Взаимовыручка всегда была. К ним заедешь, они и накормят, и напоят, — отмечает Владимир.

Будущий первый руководитель Нового Уренгоя Пётр Данильченко приехал в командировку в строящийся посёлок через 2-3 месяца после первого десанта. Тогда, в зимнюю стужу, здесь стояли две отапливаемые армейские палатки и уличный туалет. Ко второму его приезду уже установили вагончики. Третий раз Пётр Данильченко приехал в сентябре 1974 года, а в ноябре он стал первым председателем сельского совета. Тогда в посёлке проживало почти 600 человек.

***

С первого колышка, забитого в той легендарной разведке, прошло 50 лет. Сейчас на этом месте стоит газовая столица России. Потому что каждый честно выполнял свою работу.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»