Импульс Севера – Мы в ответе за нашу планету
16+

Мы в ответе за нашу планету

ДЭС открыла Год экологии на Ямале первым тематическим мероприятием «Урок Арктики».

Для ребят педагоги станции подготовили и провели Всероссийский «Урок Арктики» в рамках дня единых действий по России, на котором присутствовали воспитанники детских объдинений ДЭС: «Экодемия для малышей» и «Учимся исследовать» (рук. Оксана Боечко и Юлия Кургаева).

Для нас главная задача подобных уроков — это привлечение внимания обучающихся к теме изучения Арктики, расширение и углубление знаний по сохранению природных ресурсов Арктики и взаимодействию общества с окружающей средой, воспитание чувства долга и ответственности, — рассказала Оксана Станиславовна, заместитель директора по воспитательной работе. — Сегодня в рамках видеоурока обучающиеся познакомились с особенностями экосистемы Арктики и узнали, как и почему её необходимо сохранить. Также узнали, что Арктика не просто снежная шапка Северного полюса. Это огромный район, включающий в себя окраины материков Евразии и Северной Америки, прилегающие части Атлантического и Тихого океанов и почти весь Северный Ледовитый океан с островами. Кроме того, южная граница Арктики совпадает с границей тундры. Отсюда наличие различных климатических условий, разнообразной растительности и животных, абсолютно не ассоциирующихся с обывательским понятием об Арктическом регионе. Общая площадь этого района — около 27 млн квадратных километров. Для сравнения: площадь Российской Федерации — 17,1 млн квадратных километров. Арктика — загадочный уголок нашей планеты, где природа сохранилась практически в первозданном виде. Это белые медведи и северные олени, огромные ледники и подводные вулканы, климатические загадки и почти неисчерпаемые природные ресурсы…

Благодаря существованию дрейфующих станций «Северный полюс» российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год. Несмотря на низкую температуру, здесь есть жизнь. Леса и ледовые пустыни населены белыми медведями, северными оленями, песцами, зайцами, леммингами. Уникальные животные приспособились к суровым условиям за счёт толстого слоя подкожного жира и густого меха: овцебык, дикий северный олень, снежный баран. Характерные для этих мест птицы — куропатки, белые совы, кайры, гагарки, чайки и даже вороны. Кроме того, тут обитают росомахи, горностаи и длиннохвостые суслики. В арктических водах и прибрежных районах легко встретить моржей, тюленей, усатых китов, нарвалов, косаток и белух. Изменение климата грозит многим животным Арктики полным исчезновением. В наибольшей опасности находятся белые медведи.

Детям было интересно узнать, что северное сияние можно увидеть не только в небе над Новым Уренгоем, но и в Арктике это явление также удивительно красиво наблюдать в небе. Оказывается, пустыни — это не только горячие песчаные барханы. Бывают и снежные пустыни, они называются арктическими. Например, арктическая пустыня встречается в горах Бырранга на Таймыре или острове Врангеля. Большинство территорий арктических пустынь покрыто ледниками и камнями, мхом, изредка встречается полярный мак.

Если говорить о климате, то Арктика находится под угрозой — климат этого региона является самым уязвимым в мире. За последние 25 лет льды Арктики изменились, объём их уменьшился, они стали намного «моложе» и тоньше. Более того, из-за изменения климата меняются течения в Северном Ледовитом океане, а это может оказать влияние не только на саму Арктику, но и весь климат планеты.

Первые представители человека разумного проникли на побережье Северного Ледовитого океана около 30 тыс. лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей «Мамонтовая курья» (в долине реки Усы, Республика Коми) и «Бёрёлёх» (в устье реки Яна, Якутия).

Интерес к Северному полюсу и прилегающим к нему территориям вызван вовсе не только ценностью для научных исследований, а наличием арктического шельфа, в котором, как предполагают учёные, залегает свыше 100 млрд тонн нефти и газа, не говоря уже о минеральных ископаемых. Для России с её сырьевой экономикой арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья.

В завершение урока и небольшой викторины со слайдами и вопросами об Арктике педагоги предложили детям сделать аппликацию медвежонка на льдине под северным сиянием. Учащиеся весело и дружно помогали друг другу. Общая фотография на память, и ребятишки гурьбой побежали к своим любимым питомцам.
Главное, что в ходе урока воспитанники познали смысл такого понятия, как экология, что нужно беречь природу и её ресурсы, какое влияние человек оказывает на окружающую среду, что нужно делать для того, чтобы сохранить наш общий дом — планету Земля.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»