Импульс Севера – Искусство несмотря ни на что
16+

Искусство несмотря ни на что

В Арт-галерее 30 сентября состоялось открытие выставки «Без границ. Художники Донбасса». В галерее представлены 43 работы молодых художников из Луганской и Донецкой народных республик. Собрать картины в единую экспозицию решили участники Фестиваля изобразительного искусства «Таврида.АРТ», который проходил с 15 по 19 августа в 2022 году. Уже год выставка путешествует по России. Новый Уренгой — последний город, в котором побывает экспозиция в этом году.

— На выставке представлены работы художников совершенно разных стилей и возрастов. Каждый из них выразил на полотнах своё видение тех событий, которые происходят в их родных республиках. Картины отражают их переживания и отношение к ситуации, — рассказал Михаил Бирюков, специалист по экспозиционной выставочной деятельности Новоуренгойского музея изобразительных искусств.

Знакомство с картинами начинается с работ 19-летней художницы Валерии Михайловой из Луганска. Две её работы из серии «Монстры под кроватью» погружают в страх детей, выросших под звуки взрывов и сирен. На картине «Дочки-матери» изображён паукообразный монстр с двумя головами, женской и мужской. Надпись рядом с выдуманным существом гласит: «Нам страшно, когда наше творчество не принимают, когда родителям не нравится наша работа. Страшно выбрать собственный путь». Страх сепарации от родителей, которые испытывают дети, становясь взрослыми, усиливается страхом быть в глазах общества отвергнутыми сепаратистами.

Следом за детскими страхами отображены переживания взрослого мужчины. Валерий Демидов — профессиональный художник из Донецкой народной республики, который в 2014 году пошёл защищать свою Родину. Его работы выполнены не на холстах, а на обычной бумаге чёрным тонким фломастером. Картина «Ценность» нарисована на крошечном кусочке бумаге, но помещена в центр большой рамки. Рассмотреть рисунок и прочесть крошечную надпись на картине возможно только если подойти к картине вплотную, оставшись с ней один на один. «Самая великая ценность в этом мире — любовь и покой в сердце твоём» — написано под компактным графическим пейзажем гор, залитых солнцем. На вершине самой высокой горы стоит крест. Так видит ценность человек, защищающий свой край.

Некоторые работы, написанные одним художником в разные годы, показывают, как меняется отношение автора к трагическим событиям. Картина «Станция „Донбасс“» стоит в начале экспозиции. Ирина Синда Даа написала её в 2014 году, когда боевые действия только начались. На фоне печали в глазах девочки с чемоданчиком, ожидающей, что её заберут с разрушенной станции, прослеживается надежда на скорый мир. Герои картины застыли в ожидании, глядя на синее небо.

А вот картина «Сирены», написанная той же художницей в 2022 году, заставляет чувствовать тревогу и страх. В бескрайнем море на дальнем, среднем и крупном плане стоят три растрёпанные девушки. На их лицах застыли гримасы ужаса. Они истошно кричат, оповещая об опасности. Та, что прогнулась в центре, смотрит на красное небо, с которого на землю падают тяжёлые, тёмные капли. «Самое лучшее, что может произойти в данной ситуации — это обнаружить, что сирена поёт не для тебя», — пишет о картине художница.

Некоторые полотна рассказывали о реально случившихся событиях. Александра Андреева изобразила на картине «Уехать нельзя остаться» ситуацию, в которой оказался её знакомый, после попадания снаряда в многоквартирный дом. В почерневшей разрушенной комнате нет окна. О том, что здесь жила семья, напоминает маленький детский велосипед, стульчик, на котором висит куртка, и чемодан.

Такая картина была не одна. Эта же художница в работе «Одиночество» передала состояние, знакомое многим жителям Донецка, когда друзья и знакомые уезжают, а родственные связи рвутся из-за противоречий во взглядах. В пустой квартире с открытыми дверями сидит, сгорбившись, одинокая женщина. Лишь яркий красный мяч на переднем плане напоминает о некогда бурлящей жизни в этом доме.

Стилей и средств выразительности на выставке представлено много. Здесь есть классическая и наивная живопись, графика, компьютерная графика, коллажи. Экспозиция наполнена самыми разыми метафорами и символами.

Алёна Борисова на образовательном заезде «Таврида.АРТ» изобразила Донецкую область в виде измождённой девушки с бледной кожей, осунувшимся телом и пустым взглядом. Она сидит в напряжённой позе, сгорбившись, она на грани.

Картина Елены Любимовой «Врата» отличается от других, она фактурная. Художница изобразила красную воронку, которая ведёт неизвестно куда. Витки этих врат объёмные, поэтому создают эффект присутствия и динамику, утягивая зрителя вглубь. Врата на картине — символ перехода к другой жизни. Судя по цвету, эти перемены автор переживает тяжело.

Но были на выставке и работы, полные надежд и светлых воспоминаний. Пейзажи Ольги Журавель из серии «Моё лето в Луганске» показывают красивую умиротворяющую летнюю природу. «Каждый день я старалась запечатлеть и оставить себе на память бескрайние донбасские степи, воспетые Чеховым, полевые цветы и камыши у реки, дождевые тучи, вечернюю тишину», — пишет о серии художница.

От работы Богданы Кацай «Зимний сад» тоже веет спокойствием. Растения в зелёных оттенках на светлом фоне, плавные линии — всё это хочется долго разглядывать. «Миссия моего творчества заключается в том, чтобы с его помощью вернуть людям спокойствие, миролюбие, душевное равновесие, комфорт, размеренность жизни — всё то, что многие потеряли с 2014 года»,- утверждает Богдана.

«Горшки с молоком» Маргариты Асташовой тоже отсылают к спокойной мирной жизни. Горшки — символ наполненности и благополучия человеческий жизни. «С помощью смешанной техники я попыталась обыграть этот символ в духе фрагмента старинной фрески — наподобие тех, которые иногда расчищают из-под слоя «налёта времени» в христианских храмах. Идея уважения к жизни каждого без исключения человека обязательно должна сохраниться и выстоять», — пишет Маргарита.

Это лишь часть картин большой экспозиции. Увидеть их и остальные работы художников Донбасса можно в Арт-галерее Нового Уренгоя до 10 октября.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»