Глина. Творчество и релакс
Наша жизнь наполнена яркими моментами и приятными встречами со старыми друзьями. С Еленой Юхиной, творческой незаурядной личностью, мы знакомы давно. В прошлом она 15 лет проработала художником-дизайнером в типографии, потом увлеклась холодным фарфором, создавала удивительной красоты цветы и авторскую бижутерию. Позже, работая в Музее изобразительных искусств, проводила увлекательные мастер-классы для новоуренгойцев. Теперь Лена — владелица открытой гончарной мастерской.
Сегодня в уютном атмосферном помещении с высокими потолками стоят гончарные круги, печь для обжига, большой стол, стеллажи с готовыми или ещё не обожжёнными изделиями. Здесь же работы взрослых и детей, вылепленные на мастер-классах.
В мастерской тепло, Лена в фирменном фартуке мнёт глину. Она готовится к очередному мастер-классу, а у нас есть время для общения.
— Елена, как пришла идея открыть гончарную мастерскую?
— Я в семье генератор идей. Вначале гончарить было моим желанием, и муж на очередной день рождения подарил мне гончарный круг. Он по профессии экономист, просчитал все риски, и мы приняли решение взять в аренду помещение. Ремонт делали своими руками. Супруг изготовил стеллажи, смастерил большой стол для мастер-классов, выложил плитку на стенках и колоннах, провёл освещение. Это его заслуга и золотые руки. Я помогала, красила. Когда всё было готово, мы закупили глину, глазурь и многое другое в магазинах Москвы и Питера. Я стала создавать первые предметы. Муж, как оказалось, тоже человек творческий. Научила его гончарить, и он уже делает это просто мастерски. Теперь мы позиционируем себя как семейная мастерская.
— Художественное образование способствует реализации новых идей?
— Конечно. Я окончила «художку», потом художественный колледж и Башкирский государственный педагогический университет (художественно-графический факультет). Нашей мастерской уже три года, и могу сказать, что всё приходит только опытным путём. Например, не каждой глине подходит эмаль, которую приобрели, нужно принимать во внимание множество других нюансов. Но обожаю глину за возможность сделать из этого материала всё, что душе угодно: посуду, скульптуры, сувениры.
Керамика ручной работы отличается от массовой своей неповторимостью и душевностью.
— Кто ваши гости?
— Наша мастерская — место, окутанное уютом, теплом и творческой атмосферой. Взрослые у нас отдыхают после трудовых будней, а ребятишки могут окунуться в увлекательный процесс изготовления красивого предмета. Развитие мелкой моторики стимулирует создание нейронных связей, моделирование учит объёмному мышлению и развивает фантазию.
К нам приходят люди разных профессий. Рутина изматывает, душа требует творчества. Керамика успокаивает, за работой на гончарном круге развивается пространственное мышление. Даже просто помять глину — уже хороший релакс. Здесь важен сам процесс.
— Как ты готовишь глину к работе?
— Берём глину и хорошо разминаем. Чтобы в ней не было пузырьков, периодически хлопаем, выбиваем воздух. Идём к гончарному кругу, где сначала центруем глину, вытягиваем в цилиндр, а затем придаём заготовке нужную форму. После этого изделие сушится несколько дней. Обжигаем его в печи, раскалённой до 950 градусов. Первый обжиг длится 24 часа. Потом изделие вынимается, покрывается глазурью и возвращается в печь ещё на сутки. Теперь уже температура обжига составляет 1200-1250 градусов. Только после этого всё готово.
— А изделие во время обжига может треснуть?
— Это выявляется на стадии высыхания. Если не треснуло, пока сохло, то этого не произойдёт и при обжиге.
— Каждый ли может научиться? На какой возраст рассчитаны занятия?
— Мы проводим мастер-классы для всех желающих старше семи лет. Если есть желание, нужно обязательно пробовать! Творчество заряжает и открывает новые двери для каждого из нас.