Импульс Севера – Фаст-фэшн
16+

Фаст-фэшн

Быстро сшить, быстро продать, быстро выбросить

Некоторые россияне крайне болезненно отнеслись к уходу крупных европейских брендов одежды с нашего рынка. Все мы помним эти новости о километровых очередях в H&M за вещами, прямо скажем, сомнительного качества, цены на которые ещё и выросли перед закрытием магазинов. Это была ярчайшая иллюстрация нашей с вами привязанности к покупкам доступной, некачественной и дешёвой (и то не всегда) одежды. Всему виной стал феномен фаст-фэшн.
Что может быть страшного в том, что мы любим побаловать себя новой покупкой? Магазин получает прибыль, а мы прилив гормонов счастья. Все довольны.
Рассмотрим самые наглядные последствия индустрии фаст-фэшн:
С 2000 года европейские модные бренды перешли от выпуска всего две новых коллекций в год к выпуску 24;
Промышленность производит более 92 млн тонн отходов в год, а также является вторым по величине потребителем воды в мире, производя 20% от общего объёма водных отходов в мире;
Прогнозируется, что глобальные выбросы швейной промышленности увеличатся на 49% к 2030 году, если ничего не изменится;
Для производства количества хлопка, необходимого для одной футболки, требуется 2700 литров воды;
Целых 12% ткани выбрасывается на фабриках, 25% одежды «быстрой моды» остаются непроданными, менее 1% изделий перерабатывается в новую одежду;
Inditex Group (материнская компания Zara, Mango и других компаний) отвечает за производство 508 012 метрических тонн CO2 в 2019 году;
Использование полиэстера в производстве одежды увеличивает опасные выбросы CO2 в атмосферу;
93% брендов фаст-фэшн не платят работникам швейной промышленности даже прожиточный минимум.
Социологическое исследование «быстрой моды» в России за 2008 год показало, что это явление появилось для стимулирования спроса на бренды среди представителей среднего класса, более-менее оформившегося в конце XX века.
В западных странах, в том числе в США, это явление начало формироваться ещё в конце XIX века. Класс офисных сотрудников, так называемых «белых воротничков», не смог примкнуть к богатой буржуазии, но и с рабочим классом ассоциироваться не хотел. В ответ на потребность в создании идентичности нового огромного пласта общества появилась «демократичная роскошь», а потом она трансформировалась в «быструю моду». Так средний класс, стремящийся продемонстрировать свой достаток и готовый скупать брендовые вещи, породил индустрию-монстра.
С тех пор объёмы потребления фаст-фэшн неуклонно растут. С помощью инструментов продвижения компании прививают нам ониоманию — неудержимое желание что-либо купить, не думая о последствиях и будущем.
Покупка одежды стала для нас отдыхом, развлечением, смыслом жизни.
Вот ещё немного статистки из исследования 2008 года:
— 85% женщин покупают одежду почти каждую неделю;
— 56,5% покупают раз в месяц;
— 59,4% — посезонно;
— 64% мужчин покупают одежду несколько раз в год;
— 94,7% — минимум один раз в год.
Среди тех, кто покупает одежду очень часто, большинство — молодёжь от 15 до 24 лет.
Горы ненужной одежды в итоге отправляются на свалку, будучи надетыми один-два раза, а то не надетыми вовсе. А из-за низкого качества производства и смешения разных видов ткани в одном изделии переработка или вторичное использование некоторой выброшенной одежды становится затруднительным.
Внести вклад в решение такой глобальной проблемы тем не менее может каждый из нас. Для этого необходимо выработать ряд полезных привычек:
Отдавать предпочтение одежде из натуральных материалов без примесей или из переработанного текстиля;
Поддерживать отечественные бренды;
Выбирать качественную одежду, которая прослужит долго. Это даже более выгодно, чем каждый месяц покупать дешёвую вещь низкого качества;
Не гнаться за стремительно меняющимися трендами, а найти свой стиль;
При ограниченном бюджете покупать одежду в секонд-хендах, а не массмаркетах;
Отдавать ненужную одежду на благотворительность или продавать;
Сдавать одежду в плохом состоянии на переработку.
В Новом Уренгое сдать одежду на благотворительность можно в Центр социальной помощи семье и детям «Садко» (тел. +7 (3494) 24-50-14) и Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (тел. 7 (3494) 93-95-49). Оттуда одежда попадёт в руки нуждающихся.
А вот с переработкой старой одежды всё сложнее. В России пока не существует централизованной системы сбора, транспортировки, сортировки и переработки текстиля, поэтому всем этим занимаются благотворительные фонды и частные компании.
Но отправить вещи на переработку из нашего города всё-таки можно, например, в фонд «Второе дыхание» через постаматы и пункты выдачи PickPoint. Постаматы находятся в ТЦ «Вертолёт» и ДЦ «Партнёр». Вещи, отправленные в фонд, проходят сортировку, по итогам которой идут нуждающимся, на перепродажу в секонд-хенды или на переработку. Более подробная информация о фонде размещена на официальном сайте. Там же есть подробная инструкция о том, как подготовить одежду к отправке и непосредственно отправить.
Проблема отсутствия инфраструктуры вторичного оборота текстиля актуальна в нашей стране, но её создание — затратный и трудоёмкий процесс, полный подводных камней. Но даже при почти полном отсутствии инфраструктуры всегда есть возможность внести вклад в развитие осознанного потребления и стать зелёным лучиком света в тёмном царстве быстрой моды. Экопроект «Re:art» спецалиста новоуренгойской «АРТ-резиденции» Анны Ракецкой — прямое тому подтверждение.

В молодёжной политике я чуть больше года. Когда приехала в Новый Уренгой, стала искать творческую профессию и попала в «АРТ-резиденцию». Там же узнала о возможности получить грант на реализацию своей задумки. Мне казалось чем-то нереальным создать проект, достойный победы, но у меня всё-таки получилось, — рассказала о начале своей деятельности Аня.

Она переехала из Санкт-Петербурга, где осознанное потребление стало частью её жизни, и инфраструктура позволяла без особых усилий сдавать различные отходы на переработку. Первой трудностью, с которой Аня столкнулась в Новом Уренгое, стало то, что в нашем городе не перерабатывают пластик. Так постепенно она поняла, что экологическая тематика в нашем городе — непаханное поле, и проект, направленный на популяризацию осознанного потребления, точно будет достоин внимания.

Мне захотелось создать какой-нибудь пункт для сбора вещей, куда люди могли бы их сдавать, а дальше уже мы сами бы находили для них новых хозяев. Но для начала горожанй надо как-то вовлечь в вопросы экологии, а для этого нужно что-то интересное. Поэтому я решила добавить к этой идее кастомизацию — роспись одежды, — поделилась активистка. — В анонсах мы специально указывали, что вещи для росписи желательно должны быть б/у. В итоге абслютно все участники мастер-класса пришли не с новыми вещами, а со старыми.

В течение этого года, по словам Ани, мероприятия в рамках проекта будут проходить регулярно, так что заинтересованные ещё смогут принять в них участие. К тому же число неравнодушных к экологическим проблемам людей, особенно среди молодёжи, растёт. А если есть спрос, то будет и предложение.

Чтобы вести более экологичный образ жизни, стоит задуматься о том, что ты делаешь «чересчур», и ограничить это. Начните брать кофе с собой в своём стаканчике. Почему бы не начать хотя бы с этого, чтобы каждый раз не выбрасывать одноразовый стакан? То же самое касается и одежды. Найти нового хозяина для вещи вполне реально, и можно даже заработать на этом, достаточно разместить объявление на популярных интернет-ресурсах, — поделилась простыми советами Аня.

Отдалённость нашего региона, конечно, создаёт определённые трудности на пути к экологичности, но проявление личной инициативы и пропаганда полезных привычек уже формируют спрос на создание инфраструктуры. И, может быть, если каждый начнёт с себя, этот процесс пойдёт намного быстрее.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»