Импульс Севера – Эко-френд ли?
16+

Эко-френд ли?

По данным исследования 2018 года (Nielsen) 38% покупателей готовы переплачивать за товары, не наносящие вред окружающей среде. Некоторые компании ответственно подходят к повышению экологичности товаров и технологий производства, но не все. Стремление укрепить имидж экологичной компании с использованием маркетинговых уловок — распространённое явление, оно получило название «гринвошинг». Его используют недобросовестные производители для привлечения потребителей.

Благодаря гринвошингу на полках магазинов сейчас встречается огромное количество товаров с маркировками типа «100% organic», «Био», «Эко» и другими фантазиями маркетологов. Каким из них можно верить?

В России с 2019 года существует логотип органической продукции единого образца, использовать который могут только компании, прошедшие добровольную сертификацию по госту (ГОСТ 339-80-2016) и внесённые в Единый государственный реестр производителей органической продукции. Он находится в свободном доступе на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. По данным на 26 сентября 2022 года в реестре числится 129 компаний-производителей. Важно отметить, что всё это — производители пищевых продуктов. Экологичность других товаров законом пока не регулируется.

Знак «Органик» на продукте означает, что производитель строго соблюдает правила ведения производства, сбора, упраковки, хранения и транспортировки органической продукции и несёт за это ответственность.

Любые другие маркировки не дают нам таких гарантий, ведь международные стандарты «органик» не признаются в России, как и Российские за рубежом. Но всё-таки в нашей стране есть одна маркировка, одобренная Всемирной ассоциацией экомаркировок (GEN) «Листок жизни». Это частная система сертификации, которая работает с 2001 года. Сейчас на сайте «Листка жизни» мне удалось найти небольшое количество сертифицированных компаний, в основном это производители бытовой химии, лакокрасочных материалов и единичные в своей категории компании, в том числе единственный производитель пищевых продукутов.

Если вы фанат европейских стандартов, то ищите на товарах «Евролист», «Голубого ангела», «Европейский цветок», «Северный лебедь».

Экомаркировки — тема обширная, во многих странах есть свои стандарты. Если хочется удостовериться в подлинности маркировки, можно использовать приложение на смартфоне, которое отсканирует и распознает её. С помощью него я проверила на гринвошинг товары из супермаркетов Нового Уренгоя.

Ориентироваться решено было на такую классификацию экромаркировок:

— категория 1 — все маркировки, упомянутые выше. Они охватывают полностью

жизненный цикл товара от сырья до утилизации, поэтому им можно доверять. Есть также маркировки, охватывающие экологичность товара частично, но им тоже доверять можно.

— категория 2 — самодекларации, например, надпись «биоразлагаемый».

Минус таких маркировок в том, что строгого контроля за ними нет. Доказать или опровергнуть их правдивость при желании можно, но придётся провести независимую экспертизу по своей же инициативе. Стоит ли это потраченного времени? Я думаю, нет. Лучше будем обходить такие маркировки стороной.

— категория 3 — информация о количественном содержании токсичных веществ

и других материалов. Она полезна для партнёров и предпринимателей, но не для нас. Так что на них тоже не ориентируемся.

Среди продуктов питания нашлось мало товаров с какой-либо экомаркировкой. Даже в эко-магазинах стояли единичные промаркированные товары. Но абсолютно все, что были найдены, оказались самодекларацией или гринвошингом.

Более интересная картина ждала в отделах бытовой химии и косметики. Подозреваю, что пока это связано с отсутствием нормативно-правовой базы в этих сферах. Полки пестрят всевозможными самодекларациями. Но здесь же нашлись авторитетные экомаркировки «Листок жизни» и «ICEA», один раз даже попалась этическая маркировка «Vegan», которая свидетельствует не об экологичности, а только говорит об отстутсвии в продукте компонентов животного происхождения.

Из всех проверенных мною товаров всего 15 процентов имели маркровку первого типа. Остальные проверку на экологичность не прошли.

Если вам важна экологичность продукта, не стоит доверять экомаркетам и ПП-полкам. Проверяйте экомаркировки, а ещё лучше — ищите производителя в открытых перечнях органов сертификации.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»