Импульс Севера – ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗВУК ВО ВСЕЛЕННОЙ
16+

ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗВУК ВО ВСЕЛЕННОЙ

Сцена городского дворца культуры «Октябрь» видела разные выступления: артистов местных и звёзд российских, концерты, фестивали, театральные постановки. Но в этот раз было нечто особенное. Главными действующими лицами стали музыканты в экзотических костюмах и их необычные инструменты: гуцинь, сяо, морин хуур, ятга.

Монголия и Китай — страны для нас далёкие, но во многом знакомые. Культура монголов перекликается с культурой бурятов, якутов, северных народов, и так или иначе мы знаем эти мелодии и звучания, хоть и не подозреваем, на каких инструментах они исполняются. А китайскую музыку мы с детства слышали в кино и мультфильмах, поэтому в сознании сразу возникают различные сцены и истории. Теперь же ямальцам представилась возможность лично пообщаться с исполнителями, увидеть как рождаются эти необыкновенные мелодии и узнать интересные факты об их главных культурных атрибутах.

Артефакт со струнами

Очень разные, но одинаково увлечённые. Монгольская группа «Алтай» была создана около десяти лет назад. В составе — девушки, и парни. Кто-то играет, кто-то впечатляет горловым пением, а кто-то может вдруг отложить инструмент и начать танцевать. Образы их тоже разные. Дамы в костюмах цвета солнца с оригинальными украшениями, а мужчины — в одежде тёмной, как ночь в горах. Примечательно, что каждый из них — потомственный музыкант. Причём, у некоторых творческая ветвь насчитывает 13 поколений. Участница ансамбля Санчир Адьяхуу рассказала, что играть на морин хууре её научил отец, а чтобы развить навыки, впоследствии девушка поступила в монгольский государственный университет.
Поводом для создания этой группы послужило невероятное событие. В монгольских горах случайно нашли уникальный музыкальный инструмент — алтай ятага. Ученые установили возраст артефакта, ему примерно 1 400 лет! Он относится к эпохе Тюркского каганата. На правой стороне грифа обнаружены рунические надписи на древнетюркском языке. Оказалось, что алтай ятага уникальна особым способом крепления струн — натянуты они подобно тетиве. Для возрождения забытого инструмента и обучения музыкантов игре на нём объединились учёные, педагоги и археологи. Результатом этой работы стали выступления, которые проходят в разных городах России. Алтай ятага гастролировала уже в Калмыкии, Бурятии и других регионах. Теперь приехала в Новый Уренгой.

Ещё одно достояние монгольской культуры — горловое пение. Именно с ним ассоциируются эти выносливые степные люди, познавшие древние истины. Артисты рассказали, что при желании научиться этому можно за 3-4 месяца. Причём горловое пение бывает разных видов. Поделились и техникой исполнения: звук идёт из живота в горло и регулируется языком. Мастера искусства способны сделать так, что в одном звучании слышится сразу два голоса — один совсем низкий, второй — напоминающий отдельные нотки вверху.

Крик журавля и цветущая слива

«То, что нельзя передать словами, потому что люди их не понимают, можно передать через музыку» — в этом видят ценность искусства Ли Фэнъюнь и Ван Цзеньсинь. Профессоры китайской консерватории, супруги гастролируют по России много лет, но в Новом Уренгое оказались впервые. Их концерт получился особым по характеру и настроению. Неторопливая мелодия рассказывает о событиях давно минувших лет: здесь и воспоминания о сложных периодах истории Китая, к примеру, войне между царствами Чу и Хань, и восхищение удивительной природой — цветами, травой, рассветами и закатами.

Инструмент гуцинь появился много веков назад. Играл на нём ещё великий Конфуций и считал, что каждый образованный человек Китая должен владеть этим искусством наряду с живописью, каллиграфией и игрой в национальные шашки. Здесь всё по-азиатски символично и глубинно. Например, число струн — по количеству месяцев в календаре, а на самом инструменте обязательно нанесены иероглифы — древние мудрости. Ещё гуциню принято давать имя. Причём, не сразу, а когда он проявит себя, покажет натуру и характер. Ли Фэнъюнь играет на своём инструменте 40 лет и лишь недавно решила дать ему имя «Феникс, парящий в облаках». Именно так переводится и фамилия исполнительницы.

— С детства я любила петь, уже в общеобразовательной школе присоединилась к музыкальному кружку. Конечно, в мире есть много музыкальных инструментов, одни позволяют ощутить радость, другие — какие-то иные чувства. А гуцинь — тот инструмент, который позволяет ощутить спокойствие. И он очень связан с другими отраслями китайской культуры: философией, живописью, литературой, — делится Ли Фэнъюнь.

Предание гласит, что гуцинь сделали первопредки китайцев. У себя на родине профессор консерватории играет на инструментах, которым по 600-700 лет. Они и сегодня используются в музыкальной культуре, но их запрещено вывозить из страны.

Кульминация концерта китайских гостей — «Гуанлинский напев». Это, пожалуй, самое сложное произведение в репертуаре гуцинь. В оригинале оно звучит 25 минут, на сцене ГДК «Октябрь» прозвучал восьмиминутный отрывок. Здесь струнный инструмент раскрылся по-другому: спокойные мелодии сменялись динамичными, волнующими отрезками, струны уже не пели, а пронзали окружающее пространство. Дополнением гуциня на северной сцене стали национальные флейты сяо и сюнь. О них зрителям также поведали интересные факты.

Отметили артисты и приём новоуренгойской публики. В их стране не принято жарко приветствовать выступающих, как бы ни нравилось то, что они делают. Зритель обычно реагирует сдержанно. А в России они слышат самые громкие аплодисменты. Доброжелательные северяне гостей из Азии приветствовали стоя и не скупились на овации.

Анна Мирошниченко
Морин хуур — монгольский струнный инструмент. Головка грифа морин хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивают с лошадиным ржанием или дуновением ветра в степи. В некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание.
Сяо — традиционная китайская продольная бамбуковая флейта с закрытым нижним торцом. Название «сяо» имеет звукоподражательное происхождение. Эта флейта считается одним из древнейших музыкальных инструментов Китая (около 7 000 лет). Изначально сяо использовалась как охотничий свисток, звук, которого и вдохновил древних китайцев на создание музыкального инструмента.
По инициативе губернатора Дмитрия Артюхова на Ямале налажено культурное сотрудничество со странами Азии: Индией, Индонезией, Вьетнамом, Китаем, Монголией, Ираном. В рамках международного проекта в течение следующего года запланирован ряд выставочных мероприятий.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»