Импульс Севера – Домашняя Мультиландия
16+

Домашняя Мультиландия

Как оживить проволоку, нитки, пластилин, и зачем это нужно? Сегодня на эти вопросы корреспонденту газеты «Правда Севера» отвечает удивительная девочка. К разговору присоединилась её мама, разделяющая необычное увлечение дочери.

Знакомьтесь: Ксения Носкова, 14 лет. Эта новоуренгойская школьница — творческий, одарённый и разносторонний человек, она играет на гитаре, танцует, учится в художественной школе, а главное — создаёт мультфильмы в своей домашней студии.

Мама юного мультипликатора Марина Евгеньевна — бухалтер, рукодельница, и тоже увлеклась созданием мультфильмов. Она учится на курсах мультипликации, вместе с дочкой посещает мастер-классы и фестивали.

Ксения, с какого возраста ты начала заниматься в студии мультипликации «Северное сияние» у Павла Казанцева?

В шесть лет мама привела меня в студию, и до 12 лет я её посещала. Два года назад наш педагог вышел на пенсию и уехал. Очень жаль, но студию закрыли. Станок для создания мультфильмов мне сделал папа, чтобы я продолжала заниматься любимым делом.

На каких мультфильмах ты выросла, какие любишь?

Утром я вставала в садик под «Смешариков». Возможно не буду оригинальной, но мне нравится трогательный мультфильм «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна. Родители разрешают нам смотреть только советские или российские мультфильмы. Любим авторские ленты, смотрим всей семьёй и обсуждаем.

Чем занимаешься в свободное время?

Люблю рисовать, читать, особенно жанр «фэнтези», например, «Хроники Нарнии».

Одна из твоих первых побед — мультфильм «Мышонок и снегирь», созданный в технике кукольной анимации по мотивам ненецкой сказки. А мультфильм «Сихиртя» — многократный победитель фестивалей и конкурсов международного и всероссийского уровня. Расскажи о его сюжете.

В северных преданиях говорится, что представители народа сихиртя жили в тундре до тех пор, пока туда не пришли ненцы. У сихиртя были белые глаза, маленький рост, жили они в песчаных сопках. На поверхность земли выходили ночами и в туман, а под землёй пасли мамонтов, охраняли серебро, были отличными мастерами кузнечного дела и хорошими воинами.

«Сихиртя» я делала в технике перекладки на специальном мультстанке. Мой руководитель Павел Владимирович контролировал весь процесс. В профессиональной анимации, чтобы создать одну секунду видео, нужно снять 25 кадров, для «Сихиртя» я снимала по 15, а в «Мышонок и снегирь» — по восемь, поэтому он получился немного «дёрганый».

Мультфильм про сихиртя я снимала на фотоаппарат, и кадры сразу попадали в специальную съёмочную программу. Потом уже в монтажной программе доводила до совершенства: озвучивала, накладывала музыкальный фон, писала титры. Споры и разговоры происходили, когда в доме становилось тихо, все ложились спать. Кстати, вошло в привычку обсуждать съёмочный процесс ночью. Папа, правда, иногда на нас шумит, когда слишком жаркие баталии разгораются. Мама — тот ещё критик, всё подмечает, но и делится всегда новыми знаниями.

Что предшествует рождению мультфильма?

Задумка может родиться просто из воздуха: «Идея пришла!», или её можно нафантазировать. Но, конечно, легче всего по уже готовому произведению — стихотворению или прозе, возможно, по случайно подсмотренной сцене из жизни.

Сколько времени уходит на создание мультфильма?

Обычно от трёх до шести месяцев.

Марина Евгеньевна, как вы считаете, любой ли человек может создать свой мультфильм? Что для этого нужно?

Я не так давно окунулась в сферу мультипликации, но меня она захватила и увлекла, есть идеи и мечты создать свои мультфильмы, возможно, в соавторстве с дочерью поработать. Но я пока только прилежно и с упоением этому процессу учусь, общаюсь с интересными людьми — профи своего дела, впитываю всю информацию. Как говорят многие мультипликаторы: чтобы заниматься мультипликацией, нужно иметь большую базу знаний. Необходимо уметь не только рисовать на профессиональном уровне, нужно ещё знать, к примеру, разные характеры человека, как они отражаются на внешности персонажей. То есть нужны психология и масса других составляющих. В своё время многим помогла книга «Набор выживания аниматора», написанная Ричардом Вильямсом.

Когда дети занимаются такими тонкими вещами, как анимация, то вырастают совсем другими людьми, потому что обращают внимание на какие-то трогательные моменты жизни, которые другие не замечают. Когда ребёнок делает что-то своими руками, он реализует своё собственное «я», имеет возможность выразить себя в своих работах, пусть даже это будут минутные мультфильмы. Авторы незаметно для себя раздвигают границы привычного, по-другому начинают относиться друг к другу, к процессу создания фильма, они по-новому открывают и чувствуют этот мир и его вечные ценности.

Ксения, с какими материалами и в какой технике тебе нравится творить?

Одно время мне нравилось работать в технике пластилиновой перекладки, да и просто нравилось лепить. Когда я создавала первый мультик по ненецкой сказке, всех персонажей вылепила из пластилина, а одежду им сшила из лоскутов.

Когда моя подруга из студии Ксения Куцкова предложила новую идею мультфильма о том, как курица учит цыплёнка летать, мне захотелось новую технику придумать. Взяла фетр, шерсть для валяния и проволоку. Интересно получилось.

Теперь ты увлечена рисованной анимацией.

В 2020 году я получила грант на фестивале «Зеркало будущего» в Тюмени, на эти средства мы с родителями купили моноблок и графический планшет. После того, как я освоила на нём технику рисования, был создан рисованный мультфильм «Для чего нужны мухи?».

Марина Евгеньевна, как без студии заниматься дальнейшим развитием дочери в плане мультипликации, тем более что у неё действительно получается, раз её работы берут награды на международных, всероссийских конкурсах и фестивалях?

Многие знания и особенно, что немаловажно, вдохновение дают поездки на фестивали и конкурсы, мастер-классы.

Очень жаль, что студия «Северное сияние» прекратила своё существование. Это увлечение для каждого начинающего требует много времени, крепких профессиональных современных знаний и материальных вложений в поездки. Я общаюсь со многими руководителями студий в стране, у них такие сейчас интересные программы. Если бы какой-то всерьёз увлечённый, заинтересованный мультипликацией педагог взялся за эту работу, то было бы здорово возродить в городе студию для юных мультипликаторов. Мультипликация очень многогранна, поэтому здесь необходимы разные способности. Кто-то из детей может заниматься озвучиванием, кто-то постановкой, режиссурой. Это сфера, в которой любая творческая способность найдет своё применение. Тем более, что есть Фонд президентских грантов. Кто бы взялся?

Ксения, что ты стараешься обязательно заложить в свои мультфильмы?

Всего понемногу: и юмора, и добра, и философии жизни.

Есть что-то в планах или уже в разработке?

Я работаю над созданием нового мультфильма.

Марина Евгеньевна, что бы вы посоветовали одарённым детям?

— Мечтайте и воплощайте свои мечты в жизнь. Изучайте все направления, которые понадобятся вам на этом непростом, но интересном пути. Пробуйте, ошибайтесь и начинайте всё с начала. Легкой дороги к большим результатам не бывает!

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»