Импульс Севера – Больше, чем путешествие
16+

Больше, чем путешествие

Ямал станет локомотивом развития молодёжного туризма в стране. Не менее тысячи молодых людей в следующем году прокачают на Ямале свои знания в туристической сфере. Планируется, что к 2026 году их число удвоится. Это станет возможным благодаря открытию в регионе федерального центра компетенций в сфере молодёжного туризма. Ямал сумел завоевать право на его создание, выиграв конкурс Росмолодёжи. Подробнее об этом рассказали директор Агентства по развитию регионального туризма Павел Хромов и начальник отдела по управлению туристскими проектами Гузель Гильмутдинова.

Расскажите, как проходил конкурс, что требовалось от участников?

— В этом году прошёл Всероссийский конкурс Росмолодёжи по созданию круглогодичных центров компетенций. Нужно было пройти несколько этапов. В целом Росмолодёжь анонсировала около 13 направлений, в которых можно было поучаствовать, это наука, предпринимательство, карьера и другие. Мы выбрали тему развития молодёжного туризма. Пройдя все отборы, в сентябре этого года стали центром компетенций в сфере молодёжного туризма, — рассказывает Гузель Гильмутдинова.

Почему было выбрано именно это направление? Какой уникальный опыт в туризме есть у Ямала? Что это даст региону?

— В нашем регионе сложилась уникальная история. У нас есть курирующий департамент по туризму и молодёжной политики. Мы подумали, грех не взять такое направление, ведь есть соответствующий департамент, который объединяет и туризм, и молодёжь — это наша сильная сторона. Общаясь с коллегами из других регионов, мы поняли, что им сложно взаимодействовать с разными департаментами, налаживать связи. А у нас в одной структуре всё это объединено. Главное — в нашем арсенале есть проекты, не имеющие аналогов в России. Например, знаменитый проект «Ямал — полуостров открытий», благодаря которому на протяжении трёх лет порядка 1 000 детей ездят по региону. Из Ноябрьска, Нового Уренгоя и близлежащих городов ребята приезжают к нам в Салехард. Центр компетенций в молодёжном туризме создан для того, чтобы прививать культуру путешествий внутри страны. Пока мы этим занимаемся внутри округа. Многие молодые люди, особенно северяне, уезжают в отпуск на юг, мы же говорим: «Нет, ребята, давайте покажем вам, что есть интересного на Ямале, посмотрите, какие здесь есть красоты». В этом году впервые наших школьников повезли на ледник Романтиков. Кроме Горнокнязевска и самого Салехарда ребята посещают теперь и настоящее этнографическое стойбище Валентины Михневич, знакомясь с культурой коренных народов Севера, — продолжает Павел Хромов.

Какие проекты в этом конкурсе вы предложили?

— П.Х.: У нас есть целая концепция, это многослойная работа. В первую очередь будем взаимодействовать с органами власти, это те люди, которые задают тренды в работе молодёжной политики. Также это будут представители турбизнеса, гиды, экскурсоводы, проводники. И, конечно, подключим самих амбасадоров — молодёжь, которая будет путешествовать и рассказывать сверстникам, зачем нужно ездить по округу.
Ещё одно направление — представители высших учебных заведений. Да, на Ямале нет вузов, но в большинстве регионов вузы становятся точками притяжения, в них происходит воспитательный процесс молодого поколения. Помимо этого мы будем создавать методические рекомендации, проводить консультации, заниматься продвижением, создавать видеоролики и прочее, в целом рассказывать, что такое молодёжный туризм, почему он должен быть.
Но мы смотрим на молодёжный туризм не с точки зрения просто попутешествовать, приехать и познакомится с регионом. Мне кажется, Россию сложно понять, не поездив по ней. Она невероятно многогранна, и когда, например, ты живёшь в Краснодарском крае, невозможно узнать, что такое жить в Арктике или на Дальнем Востоке. Это совершенно два разных мира. Чтобы прочувствовать Россию, нужно побывать в разных её уголках. Не все знают о тех достопримечательностях и красотах, которые есть внутри ЯНАО. И об этом хочется рассказывать, чтобы молодые люди понимали, что на самом деле у нас крутая, шикарная страна, и мы хотим здесь жить. У нас можно и пальмы посмотреть и вечную мерзлоту.

С появлением проекта будет ли интерес к Ямалу выше?

— Г.Г.: Да, конечно. Это наша внутренняя задача. Но мы будем работать на всю Россию, поскольку это федеральный центр компетенций. При проведении очных мероприятий сюда в 2024 году приедут люди — порядка тысячи человек — и у них есть знакомые, друзья, которым они потом расскажут, покажут фотографии. Тем самым мы будем популяризировать наш регион. Надеемся, что как можно больше людей к нам приедут и познакомятся с Ямалом. Важно, что одно из направлений центра — обучение гидов, проводников и молодых туроператоров, которые будут создавать, в том числе, свои авторские продукты для молодёжи. Посмотрев на Ямал, они смогут выбрать наш округ в качестве места, куда будут возить свои авторские туры.

Расскажите про сам центр компетенций. Когда он начнёт работу, где будет базироваться?

— П.Х.: Центр будет базироваться в Салехарде, на той инфраструктуре, которая уже есть: окружной молодёжный центр «Полярис», культурно-деловой центр. Этих ресурсов хватает. Расширение штата не планируется, у нас есть Агентство по развитию регионального туризма, на его базе и будет создан центр. Пересмотрим весь свой функционал, потому что грядёт большой объём работы. В дальнейшем, когда запустим в 2026 году горнолыжный комплекс на Рай-Из, центр компетенций переедет туда. Там будет создана вся инфраструктура: несколько гостиниц, конференц-залы. Обучение в центре специалистов по туризму мы планируем осенью, весной и летом, когда не сезон горнолыжного спорта.

Каких экспертов будете приглашать?

— Г.Г.: Основная цель центра — воспитание культуры путешествий среди молодёжи. Но, чтобы молодые люди вообще начали ездить по городам и регионам необходимо, чтобы путешествия стали для них доступными. Важна и сама организация туров, экскурсий. Потому что даже самое интересное место может оставить нехорошее впечатление, если кто-то непрофессионально будет проводить экскурсию. Мы будем работать с органами власти по всей России и создавать для них методические рекомендации, например, каким образом менять туристические коды регионов и городов, чтобы создавать там новые точки притяжения для юного поколения, как сделать их интереснее. Кроме этого, будем взаимодействовать с разными экспертами, у нас уже есть партнёры. Основной — автономная некоммерческая организация «Это больше, чем путешествие». Она уже три года бесплатно возит ребят со всей страны в разные регионы. В путешествиях за это время побывали около ста тысяч молодых людей из числа победителей и финалистов конкурсов «Россия — страна возможностей» и Росмолодёжи. Сейчас эта организация берёт на себя роль некоего создателя и организатора всей экосистемы молодёжного туризма. В каждом регионе есть разные поездки. Важно, чтобы все они были объединены общим стандартом и соответствовали запросам, которые есть у юношей и девушек.

Какие планы на 2024 год?

— П.Х.: В следующем году планируем привезти не менее тысячи человек в Салехард для обучения. Рассчитываем, что к 2026-му таких людей станет в два раза больше. И тогда в каждом субъекте страны появится свой амбасадор молодёжного туризма, который будет рассказывать о том, как здорово путешествовать не только по России, но и в своём регионе. Ещё мы будем проводить исследования потребительского поведения молодых людей, и в конце 2024 года планируем провести стратегическую сессию, куда позовём лучших участников всех наших обучающих мероприятий и партнёров центра. По итогам работы поймём, как нам развиваться дальше. Нет сейчас экспертов в развитии молодёжного туризма, нам нужно их воспитать, поэтому всё, что мы сделаем за следующий год, будет пробником, который даст понять, как дальше двигаться в наше светлое туристическое будущее.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»