Импульс Севера – Бизнес без границ
16+

Бизнес без границ

Поддержка бизнеса на Ямале сегодня вышла на новый уровень. Каждый предприниматель или самозанятый может получить любую помощь от городских и региональных структур. Но не всякий, кто хочет создать своё дело, знает, куда обращаться с тем или иным вопросом. Директор департамента экономики ЯНАО Валерий Миронов рассказал об инструментах обратной связи для предпринимателей и о том, какие вопросы больше всего волнуют ямальское бизнес-сообщество.

— Валерий Валерьевич, куда сегодня обращаться ямальскому предпринимателю, есть ли такое единое окно?

— Естественно единое окно для предпринимателей Ямала есть, их даже несколько. Зависит их работа от тех вопросов, проблем, которые волнуют предпринимателя.

Если бизнесмен хочет получить информацию о мерах поддержки, то это в первую очередь Центр «Мой бизнес», который создан в нескольких городах округа и имеет представительство в социальных сетях. Если предприниматель хочет предложить дополнительные меры поддержки, вынести на обсуждение какие-то проблемы, для этого у нас несколько лет назад по поручению губернатора Дмитрия Артюхова создана система инвестиционных советов, куда активные бизнесмены могут вступить, инициировать свои предложения для обсуждения на муниципальном уровне и сформировать дорожную карту по разрешению этих проблем. Если вопрос требует вовлечения региональных органов власти, то он должен рассматриваться на уровне окружного инвестиционного совета.

— Расскажите подробнее о мероприятиях офлайн. Доступны ли они каждому предпринимателю для участия?

— В офлайн-мероприятиях можно принять участие лично, информация о них размещается на сайтах муниципалитетов и на инвестиционном портале округа. Там можно узнать, какой проблематор вопросов поставлен для решения в этом году. Помимо той системы, которая создана около государственных структур, у нас есть и деловые объединения предпринимателей России. Это «Опора России» и «Деловая Россия». В нескольких муниципалитетах есть очень активные ассоциации предпринимателей. Это те объединения, которые на городском уровне формируют позицию бизнеса и могут её выносить и поднимать для обсуждения на всех уровнях.

— Насколько активно ямальское предпринимательство?

— Здесь вопрос всегда затрагивает, конечно, лидерские качества предпринимателей. Если бизнесмен видит потребность в самореализации в социальном направлении, готов взять на себя эту общественную работу, мы не можем это не заметить. Такая инициатива всегда на виду. У нас небольшой регион, всех предпринимателей знаем в лицо. Поэтому многое зависит от лидера.

— Как вы оцениваете эффективность работы этих инструментов? Возможно, по итогам такой работы были приняты решения, упрощающие жизнь бизнес-сообщества?

— Мы сейчас живём в динамичное время, когда зачастую те проблемы, которые стоят перед предпринимательством, быстро обесцениваются, и возникают новые, которые нужно решать ещё быстрее. Если говорить о конкретных результатах, то здесь можно отметить практику Ноябрьска, когда на базе инвестиционного совета при местной администрации поднимался вопрос по взаимодействию предпринимателей с ресурсоснабжающими организациями, обращению с твёрдыми бытовыми отходами. Было принято решение, которое помогло предпринимателям сэкономить при совместной работе с такими организациями.

— Если говорить о мерах поддержки, бизнес — довольно тонкое дело. Наверняка многим важно получить именно личную консультацию, у всех разные стартовые условия. Есть ли такая возможность?

— Все меры поддержки обсуждаем совместно с бизнес-сообществом на инвестиционных советах. Поэтому мы прислушиваемся к мнению предпринимателей. Например, год назад по поручению губернатора Ямала мы запустили поддержку на возмещение затрат по технологическому присоединению бизнеса к различным энергетическим сетям. Но у нас было ограничение по количеству проектов на муниципалитет и финансовой составляющей. В пилоте проверили, как эта мера востребована, затем ограничения сняли. Если в прошлом году поддержали 11 субъектов, то в этом поддержано уже 22 проекта — они получили 50 миллионов рублей.

— По каким вопросам наиболее часто обращаются предприниматели?

— Статистика в этом вопросе разнонаправленная, так как у каждого предпринимателя свои проблемы. Если бизнесмен уже состоявшийся и хочет начать новый проект, то он в первую очередь обратится по финансовой поддержке. Много запросов есть и на образовательный контент, который реализуется на базе центра «Мой бизнес». Можно отметить отдельный блок в Новом Уренгое, там «Мой бизнес» проводит консультации по налоговым вопросам. Для этого привлекли профильного специалиста. Такой налоговый консультант работает дистанционно и по всему округу.

— Есть ли дальнейшие планы по развитию сервиса обратной связи с предпринимателями?

— Все ассоциации и советы по предпринимательству, в том числе департамент экономики, достаточно открыты в информационном пространстве. В начале года создали телеграм-канал, где мы в неформальной обстановке обсуждаем с предпринимателями волнующие их вопросы, они могут мне написать лично. Это что касается неформальной обратной связи. Если говорить о систематизации обратной связи с бизнесом, то сейчас у нас находится на стадии тестирования личный кабинет фонда «Мой бизнес». Единожды зарегистрировавшись и подтвердив свои данные через «Госуслуги», в нём можно получать консультации, в том числе финансовые.

— Какая есть программа по развитию малого бизнеса?

— У нас есть четыре категории, по которым мы осуществляем поддержку бизнеса. В первую очередь — финансовая. Она делится на: предоставление льготных займов под 3 процента годовых; субсидии; возмещение для предпринимателей за технологическое присоединение. Также есть программа поддержки модернизации производства.

Последние несколько лет мы делаем акцент на повышение качества услуг, оказываемых бизнесом. Здесь поддерживаем бизнесменов, готовых обновить свой бизнес или открыть новый с использованием франшизы. Другие меры поддержки — консультационные и информационные. Эту программу можно посмотреть на портале развивайбизнес.рф. Традиционно в апреле нового года мы запускаем цикл всех мер поддержки.

— Будет ли возобновлена компания по компенсации покупки оборудования?

— Мера поддержки по модернизации оборудования стала самой востребованной в бизнес-сообществе Ямала. В то же время на встречах с бизнесменами обсуждали, что сегодня больше интересны проекты, направленные на развитие и создание новых направлений. Возобновлена популярная мера будет в следующем году, на неё уже планируем определённый лимит, он будет примерно в том же размере, что и в этом году. К тому же сейчас мы готовим акселератор для бьюти-индустрии, где специалисты, которые работают в сфере красоты, смогут попрактиковаться, улучшить свои навыки, получить новые знания, умения.

— Есть ли конкретные результаты от этих мер поддержки? Кому конкретно помогли?

— Мы можем говорить, в каких объёмах оказана помощь. Ежегодно на поддержку предпринимательства мы направляем около 200 млн рублей, а результат этой работы мы можем видеть на территориях муниципалитетов, где открываются новые торговые объекты.

— Несмотря на сегодняшнюю экономическую ситуацию бизнес развивается?

— Я хотел бы поблагодарить наше предпринимательское сообщество и отметить его активность, несмотря на те экономические условия и кризисы, которые бьют сериями за год. Количество самозанятых в этом году показывает положительную динамику, рост примерно на тысячу человек. Индивидуальных предпринимателей приросло в сравнении с прошлым годом. Эксперимент, который был запущен в 2018 году, дал нам прирост три тысячи человек, зарегистрированных как самозанятые.

— Можно ли получить грант на постройку цеха по переработке резины в мелкую крошку, чтобы не закупать материал по всей России?

— Если речь идёт о том, что производство уже есть, и предприниматель хочет заниматься именно производством крошки, может и не стоит распыляться в том, в чём он уже реализовался. Можно обратиться в центр «Мой бизнес», мы дадим контакты тех, кто уже занимается этой крошкой, чтобы наладить рынок сбыта.

— Появляется ли инициатива со стороны микробизнеса? Есть такие примеры?

— Любой бизнес на старте является «микро», а уж как дальше он будет развиваться — покажет время. В Ноябрьске у нас был пример, когда девушка открыла павильон по торговле фруктами и до такой степени увлечённо этим занималась, что в 2020 году выиграла в федеральном конкурсе, организованном Минпромторгом: заняла призовое место как лучший нестандартный торговый объект России. Везде есть возможность показать себя, реализовать, будь то самозанятый, микробизнес или крупный объект. Эти границы только в названии.

Другие публикации в разделе «Газета «Правда Севера»»