Ветераны-железнодорожники прокатились по дороге, которую когда-то строили
Оценить плоды своих трудов спустя годы. Посмотреть, как изменился Новый Уренгой и Коротчаево. С этой целью ветераны-железнодорожники отправились в необычное путешествие. Это — один из подарков пионерам освоения севера в честь юбилея газовой столицы. В преддверии профессионального праздника они вспомнили молодость и вместе с коллегами из «Ямальской железнодорожной компании» сели в дрезину и проехали по пути, который когда-то строили. Побывали на Фарафонтьевской, протестировали новый участок бесшовной магистрали, который уложили всего несколько дней назад. И осмотрели железнодорожный форпост газового Севера — район Коротчаево.
Как и любое путешествие по железным дорогам, наша поездка начинается с перрона. На первом пути — пассажирский поезд. Но нам не сюда. Вместе с ветеранами и действующими специалистами отрасли поедем на рабочем транспорте железнодорожников — дрезине. Диспетчер даёт зелёный свет, значит путь свободен. И мы отправляемся в путешествие во времени.
Возможность проехать по дороге своей молодости — подарок ветеранам-железнодорожникам к юбилею газовой столицы. Благодаря труду героев нашего сюжета, само строительство города в принципе стало возможным.
Промежуточную остановку делаем на Фарафонтьевской. Эта станция была плацдармом для строительства железной дороги до Нового Уренгоя. В начале 80-х здесь вырос целый посёлок, в котором кипела жизнь. Сюда поездами доставляли материалы, оборудование и технику для освоения углеводородных кладовых Ямала. И для возведения будущей газовой столицы России.
Владимир Дешевов, заслуженный работник транспорта РФ:
— Очень много грузов сюда приходило, поэтому была организована станция. Много предприятий здесь было, и большая-большая выгрузка была. Большой объём был. Практически весь Ямал отсюда начинали, грузы поступали и выгружали всё.
Здание станции практически не изменилось с тех времён. Это те же несколько вагончиков, перекрытых жестью. Заходишь внутрь и переносишься на 40 лет в прошлое. Но в отличие от того времени, людей сейчас значительно меньше. А когда дорога строилась — здесь был многофункциональный жилой комплекс, объединённый одной крышей. Практически, предтеча строящейся крытой галереи «Уренгой».
Михаил Войник, начальник локомотивного депо АО «Ямальская железнодорожная компания», заслуженный работник транспорта РФ:
— Вагончики и между ними общая крыша была накрыта. Это было сделано из-за нехватки помещений, поэтому накрывали между вагончиками чем смогли. И это давало защиту от сквозняка, ветра и пурги. Заносило так, что самую крышу снега было.
От Фарафонтьевской через Нартово движемся к Коротчаево. Уже по обновлённому, бесшовному пути. Его положили совсем недавно, меньше недели назад. Благодаря соглашению между РЖД и правительством Ямала на участке от Коротчаево до Нового Уренгоя в этом году начался капитальный ремонт. Первый с момента создания этого отрезка пути.
Вот так, без привычного стука колёс подбираемся к разъезду Тыдыл. Это ещё одна знаковая точка на пути в Коротчаево. Раньше инфраструктуру сильно заметало снегом. Специалисты ЯЖДК решили эту проблему.
Сергей Третьяков, главный инженер АО «Ямальская железнодорожная компания»:
— Видите оно на каком поднятом основании построено. Под ним снег продувает и этот опыт переняла уже Свердловская железная дорога и новые разъезды, которые вы видите, когда едете в сторону Пурпе, строятся на продуваемом основании.
Обмениваемся гудками со встречным локомотивом и движемся к финальной точке поездки. До Коротчаево остаются считанные километры. Время помолчать, подумать и просто насладиться суровым северным пейзажем, который пробегает за окном.
Коротчаево встречает переменной облачностью. Как только солнце прячется, начинает моросить почти осенний дождь. Он как бы напоминает ветеранам-железнодорожникам о суровых временах, когда строилась стальная магистраль. На привокзальной площади — короткий митинг у монумента заслуженному строителю РСФСР Дмитрию Коротчаеву. Именно под его руководством началось решение сверхсложной задачи. Её железнодорожники с честью выполнили — среди непроходимых ямальских болот участники Всесоюзной ударной комсомольской стройки проложили стальную магистраль.
Далее — знакомство с железнодорожной инфраструктурой района. Это — живая память об участниках легендарной стройки. Макет паровоза — монумент символический. Его создавали сами сотрудники ЯЖДК. Как и локомотивное депо. Единственное и уникальное. Железнодорожники возводили его своими силами как временное. Оказалось — на десятилетия. По функционалу у коротчевского депо в наших широтах тоже нет равных.
Михаил Войник, начальник локомотивного депо АО «Ямальская железнодорожная компания», заслуженный работник транспорта РФ:
— Всё своими руками делали: электротали, кран-балки. Могу сказать с гордостью огромнейшей — задачи, которые мы выполняем — никто на Севере больше не делает. Эта канава предназначена для ТО, ТО-2, ТО-3. Мы выполняем практически все виды ремонта, какие только возможно по тепловозам, чтобы их содержать в исправном состоянии.
Осмотрели ветераны и социальные объекты. Побывали в новом спорткомплексе, погуляли по району. Да, Коротчаево времён их молодости осталось лишь в воспоминаниях. На место деревяным рабочим посёлкам пришли благоустроенные дворы, современная инфраструктура. Именно такого будущего первопроходцы и желали молодому городу газодобытчиков и строителей. Их пожелания — сбылись.