Жительница Нового Уренгоя отдала мошенникам почти 19 миллионов рублей
Все мы сегодня в зоне риска. Поводы для такого утверждения появляются каждый день: жительница Нового Уренгоя продала две квартиры и отдала мошенникам огромную сумму, девушка, запуганная легендой о связях с террористами, перевела преступникам почти 700 тысяч. Но не всегда цена вопроса — деньги, иногда это вербовка, теракт и уголовная статья.
Мошенники — новая реальность. Они изобретательны и постоянно охотятся за нашими деньгами, а теперь ещё и через детей. Это криминальное сообщество работает непрерывно — в будни и праздники, днём и ночью. Масштаб преступлений и потерь от них рассматривается сегодня как национальная угроза, и с ней приходится считаться, ведь потеря бдительности стоит слишком дорого.
Наталья Фаттахова, следователь следственного отдела ОМВД России по г. Новый Уренгой:
— В этом году уже был случай, когда женщина перевела 19,8 миллиона рублей. Это общая сумма, состоящая из её личных накоплений и денег от продажи двух квартир. Она полетела в Анапу, продала там свою квартиру, вернулась в Уренгой — продала квартиру здесь. В итоге осталась без жилья. Перевела деньги через банкомат на несуществующий счёт — «сохранную ячейку». Напугали жертву тем, что кто-то якобы подделал документы и хочет удалённо продать её квартиру. Она испугалась. Это была многоходовая схема, её вели два месяца. Дочь пострадавшей в это время была на вахте. Женщина с ней делилась происходящим, но та тоже не поняла, что её обманывают.
За три месяца этого года только на Ямале добыча преступников составила сотни миллионов рублей. Жертвами стали 165 человек, девять из них — дети и подростки.
Татьяна Сабитова, старший инспектор ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Новый Уренгой:
— Один из видов мошенничества заключается в том, что якобы сотрудники ФСБ звонят детям и сообщают, что их родителям угрожает опасность. Дети под их воздействием рассказывают коды от «Госуслуг», фотографируют банковскую карту либо документы родителей.
Шок, паника, желание защитить близких — так описывают свои чувства те, кто подвергался многоступенчатой обработке и отправил деньги преступникам. Одна девушка перечислила им почти 700 тысяч рублей.
Ольга, жертва мошенников:
— Звонили, всё время были на связи и постоянно предоставляли какие-то удостоверения, которые были липовыми. Сказали, что я доверенность оформила на какого-то человека, который теперь может распоряжаться деньгами, хотя я ничего не оформляла. Мне предоставили и эту доверенность. Запрещали об этом кому-нибудь рассказывать, даже родителям, потому что это якобы гостайна, всё связано с политикой.
Страх ведёт не только к финансовым потерям, иногда цена — потеря свободы. Мошенники вербуют людей к себе в помощники или заставляют совершать теракты.
Татьяна Сабитова, старший инспектор ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Новый Уренгой:
— Есть вид мошенничества, нацеленный именно на подростков. Им предлагают схему, в которой они и подставные лица обналичивают деньги, или предлагают что-либо сделать за определённую сумму. И дети получают реальный уголовный срок. В Ямало-Ненецком автономном округе такое было в Ноябрьске.
В сентябре прошлого года в аэропорту Ноябрьска школьники 13 и 14 лет сожгли вертолёт. За это малолетним подельникам пообещали заплатить пять миллионов рублей. Задание они получили в «Телеграме». А до этого за 30 тысяч рублей те же дети сожгли вышку сотовой связи. Серия таких преступлений прокатилась по России в конце 2024 года — тогда полиция задержала 44 человека.
Вадим Гайдов, заместитель начальника ГУОООП МВД России:
— По всем фактам сотрудники полиции проводят разбирательства. В отношении лиц, совершивших указанные деяния, возбуждены уголовные дела. Инкриминируемые им статьи Уголовного кодекса предусматривают лишение свободы на срок до 20 лет.
Яна Амелина, политолог, эксперт по деструктивному влиянию социальных сетей, глава информационно-аналитического центра «Граница настоящего», г. Москва:
— Конечно, такие регионы, как Ямал — богатые, с критической инфраструктурой, обеспечивающие богатство нашей родины — находятся одними из первых на прицеле у мошенников. Мошенников — террористов. По вам работают ещё более активно, чем по тыловым регионам, которые не представляют такого интереса.
Яна Амелина провела в Новом Уренгое семинар для родителей и педагогов, и теперь взрослые рассказывают детям про вербовку, новые мошеннические схемы и боевых магов.
Яна Амелина, политолог, эксперт по деструктивному влиянию социальных сетей, глава информационно-аналитического центра «Граница настоящего», г. Москва:
— Неслучайно сегодня мы видим такое разнообразие мошеннических схем: за этим стоят не отдельные энтузиасты-одиночки, а огромные психологические центры — западные психологи. Я называю их боевыми магами. Тут надо понимать, что наш главный союзник — бдительность, а главный противник — тщеславие и самовлюблённость. Мы всегда считаем себя умнее других. Есть люди, которые говорили: «Я точно не попадусь», а в итоге расставались с большими суммами. Схема есть схема — она действует на всех, как вирус. У кого-то иммунитет больше, у кого-то меньше, но я бы на него не рассчитывала.
А сводки пополняются каждый день. На семейную пару из Нового Уренгоя мошенники вышли через мессенджеры: за один день под предлогом перевода денег на «безопасный счёт» с ним пообщались якобы сотрудники портала «Госуслуги», Роскомнадзора и ФСБ. В результате пожилые люди сняли все свои сбережения и отдали мошенникам 830 тысяч рублей. Другой потерпевший, 16-летний новоуренгойский парень, после общения с преступниками в «Телеграме» оформил на мать кредит на полтора миллиона рублей и отправил мошенникам 940 тысяч.