Нуждающиеся или мошенники: новоуренгойские попрошайки собирают деньги «на лечение»
Чаще всего они обитают в фойе супермаркетов, их глаза следят за людьми, прощупывают толпу прохожих, выискивая жертву. Речь о попрошайках, которых вы наверняка хоть раз видели в нашем городе. Каждый из них рассказывает свою историю, однако таблички в руках просящих — одинаковые. Так кто же эти люди, изо дня в день сидящие с протянутой рукой: мошенники, нуждающиеся или благородные добровольцы?
Есть такая профессия — деньги просить. Люди с табличками в руках регулярно дежурят у входов в торговые центры.
— Иногда сидят около входа. То через день, то через два, но иногда и каждый день.
— Где-то человека три в общей сложности. У двух таблички точно одинаковые.
— Некоторые подают им мелочь.
Анна — одна из «участниц благотворительного движения». Сейчас она на заслуженном отдыхе, из родственников — только сын. О «благородных поступках» матери, по её же словам, он знает, только вот помогать стесняется.
Анна:
— Я собираю для тёти подруги. Ей сделали операцию неудачную… Ну, не то что неудачную — сложная ситуация. Нужны ещё лекарства дополнительные, реабилитация. Люди немного помогают, конечно, откликаются. Я даже в церковь ходила, там священник сказал: «Идите к людям, вам помогут». Это правда. Есть у неё ещё племянник, он тоже здесь, в городе, подальше немножко.
Кто может — поможет, это просто замечательно. Мы даже за рубль благодарны, грубо говоря. Из родственников есть только племянница, она тоже вот так помогает. И всё.
Вот так в одночасье племянник стал племянницей. Разница ведь незначительная, правда?
А за этим мужчиной с точно такой же табличкой закреплена другая территория. Только в отличие от своей коллеги Анны, представляться он отказался, единственное, что рассказал о себе: сейчас нигде не трудоустроен, живёт на съёмной квартире с другом.
— Не люблю на камеру общаться, лучше поговорите так с кем-нибудь.
Ну, женщина попала в автокатастрофу, ей сделали операцию. Сейчас она прикована к инвалидной коляске, ей нужна реабилитация. Вот собираем деньги и отсылаем ей. Ну, я один пока… Может, есть ещё добровольцы, не знаю. Она соседка моя. Да, в Беларуси, я сам тоже оттуда. Когда произошла авария? Ну, в том году.
— И вы с того года сидите и собираете?
— Нууу… Да.
Очередное расхождение в показаниях. По словам «благородного» мужчины, несчастный случай произошёл с его соседкой в 2024 году, а на табличке указана дата выдачи удостоверения инвалида 25 февраля 2022 года.
О том, что попрошайничество — это способ неплохо заработать, в обществе говорят давно, но существует и другая точка зрения: да, попрошайки — почти мафия, но раз они дошли до такой жизни, наверное, им действительно несладко, поэтому лучше я помогу.
— Вот эта бабуля — милая. Они как будто бы по дням меняются, и у них одни и те же картинки — там фотография и всё остальное одинаковое. Но против таких я ничего не говорю, им же тоже надо как-то выживать, даже если так.
Конечно, человек, который занимается попрошайничеством, не мечтал о такой работе и такой судьбе, но это не повод обманывать окружающих. А обманщики и манипуляторы из них получаются искусные.
Наталья Жгулева, психотерапевт Новоуренгойского психоневрологического диспансера:
— Например, воздействие на эмпатию и сочувствие. Многие рассказывают трагические истории или описывают ситуации, которые вынуждают людей либо откупиться деньгами от своих каких-то различных неприятных историй, либо проявить сочувствие.
Вот что говорят новоуренгойцы:
— Я помогаю, если вижу фотографии каких-то детей больных. Очень жалко детей.
— Я смотрю на человека, если вижу добрые глаза, то стараюсь помочь.
— По человеку сразу понятно, что он болеет чем-то и собирает на лечение: ему плохо, по глазам и лицу видно, что грустный сидит.
Наталья Жгулева, психотерапевт Новоуренгойского психоневрологического диспансера:
— Люди, которые попали в беду, своими позами, поведением и голосом действительно могут вызывать сочувствие и жалость. А есть манипуляторы, артисты, творческие люди, которые, мягко говоря, сочиняют свои истории. Я бы хотела посоветовать: если вы человек сострадательный и можете позволить себе оказать помощь попавшим в беду, то для этого есть специальные фонды, где каждому человеку средства выделяют прицельно. И вам придёт сообщение, что человек эти средства получил.
Помогать нуждающимся — дело полезное. В Новом Уренгое существуют благотворительные фонды разной направленности: одни собирают помощь детям, другие — инвалидам, а третьи ухаживают за пенсионерами. Информацию о них и благотворительных акциях можно легко найти в интернете.
Больше новостей — в телеграм-канале «Импульс Севера».