Как строилась трасса «Надым-Салехард», рассказал заслуженный работник дорожной отрасли
В декабре будет открыт долгожданный всесезонный проезд по дороге «Надым-Салехард». Трасса соединит запад и восток региона круглогодичным автомобильным сообщением. Строительство заняло 9 лет, в нём принимали участие три автодорожные компании, среди которых — УренгойДорСтрой. В преддверии значимого события, наш корреспондент Юлия Шаркова пообщалась с человеком, который участвовал в строительстве этой важной для региона трассы, много лет прокладывал и другие ямальские магистрали. Миша Айдинян начинал свою деятельность в компании УренгойДорСтрой сначала прорабом, а затем стал начальником участка. Вспоминает, что приходилось работать в самых разных условиях: искать ось дороги в глубокой тундре. Или выходить на объект в суровые морозы.
1995 год. Он строит дорогу, ведущую к переправе от Коротчаево к поселку Уренгой. Этот памятный и единственный с тех времён снимок сделал водитель автокрана. За что ему Миша Севанович Айдинян очень благодарен. Сейчас бывший начальник участка компании «УренгойДорСтрой» уже на пенсии. И вспоминать каждый из дорожных объектов, к строительству которых он был причастен, приятно, но и волнительно. Ведь работать приходилось в экстремальных условиях.
Миша Айдинян, заслуженный работник ООО «УРЕНГОЙДОРСТРОЙ»
Я помню, когда мы строили «Тундру Песцовую», на 16 ГП, если я не ошибаюсь, в 1994 году там, если я не ошибаюсь, я в первый раз увидел мороз от 62 до 67 градусов. И семь дней, со 2 по 9 февраля. До 42 градусов мы вообще работали. Ну и я привыкал потихонечку.
После солнечной Армении небольшой северный город поначалу показался очень суровым. Но горожане и коллеги «по цеху» добавили тепла в холодные будни. Так шли годы, строились дороги, появлялись новые значимые проекты. В 2010 году компания «УренгойДорСтрой» выиграла федеральный тендер на строительство трассы «Надым-Салехард». Той зимой Миша Севанович вместе с геодезистом и заказчиками отправились глубоко тундру, чтобы найти ось дороги. Это условная линия, проходящая посредине будущей проезжей части.
Миша Айдинян, заслуженный работник ООО «УРЕНГОЙДОРСТРОЙ»
И вот мы их нашли, провели. 7 февраля выехала колонна с Нового Уренгоя в сторону Надыма. Мы трое суток вместе с тяжёлой техниками, вместе с вагончиками вышли на 52 км, где должен был стоять наш посёлок. Там проходила железная дорога, сталинская ещё. От неё надо было мерить 30 м. И вычистить. И поставить жил посёлок временный. Мы приехали в ночь. Шагами замерили, ну там снега больше метра. Бульдозер съехал с трала, вычистили, посёлок поставили, подключили дизельную. Люди перекусили и спать. Утром проснулись, с замерами ошиблись на 17 м. Заново переделывали.
Февраль 2011 года тоже выдался холодным. Морозы — 45 градусов и опускающаяся на тундру мгла. Но работать приходилось ежедневно. Миша Севанович трудился вместе с бригадой на участке 1000-1060.
Миша Айдинян, заслуженный работник ООО «УРЕНГОЙДОРСТРОЙ»
Там работали три организации: Ново, тюменская организация.. по 60 км. Поделили. Дорстроевский получился начало и конец строительства. Мы работали и с той стороны, у Салехарда, и со стороны Надыма, 60 км. Если отмотать назад, в далекий 1993 год. Выбрали бы тот же самый путь, ту же самую профессию? — 100%. Я ни грамма не пожалел. Что работал на севере, именно в Уренгойдорстрой. Ни грамма.
Тем более, что компания стала для их семьи по-настоящему родной. И отсюда началась настоящая дорожная династия. Сейчас в Уренгойдорстрое трудится сын Миши Севановича и невестка.
Принимал наш герой участие и в реконструкции городских трасс. Например, глобальные изменения в 2009 году претерпела улица мира. Её существенно расширили, положили новый асфальт, и провели водоотводы.
Миша Айдинян, заслуженный работник ООО «УРЕНГОЙДОРСТРОЙ»
Тут была проблема с водоотводом. Воде некуда было уходить. Тут под асфальт две трубы кинули и воду направили, в тундру.
После выхода на пенсию, Миша Севанович с супругой переехали в Краснодарский край. Но каждый год они приезжают в любимый северный город. И, конечно, бывший дорожный строитель навещает своё предприятие. Сегодня , глядя на доску почёта, он замечает знакомые лица.
Я с Быстровым прошел Пуровскую дорогу, заполярную дорогу, потом перешли мы в Надым, надымскую дорогу делали.
Конечно, он горд, что внёс свою лепту в строительстве значимых дорожных объектов. А ещё рад тому, что ему пришлось работать бок о бок с людьми — профессионалами своего дела.