В Салехарде состоялась традиционная международная конференция «Ямал Нефтегаз».
В Салехарде состоялась ставшая уже традиционной Международная конференция «Ямал Нефтегаз». Четвертый год подряд в столице округа собираются топ-менеджеры российских и международных нефтегазовых компаний, ученые и представители органов власти. Участники делятся опытом освоения подводных ресурсов Арктики, разработки нефтегазовых месторождений Ямала и геологоразведки. В этот раз остроту диалоговым площадкам добавили внешнеполитические вызовы.
Ожидания не обманулись — несмотря на кризис, организаторы смогли собрать на одной площадке более двухсот участников. Топ-менеджеры российских и иностранных нефтегазовых компаний, инвесторы, ученые, представители высших эшелонов власти в Салехарде ради одной цели — научиться максимально эффективно разрабатывать месторождения в меняющихся условиях. Примечательно, что слово «санкции» произносят исключительно журналисты. Остальным уже понятно: выход России в Арктику настолько изменил экономику, что санкции напоминают не карающий меч, а бессмысленные капризы шаловливого ребенка.
Вячеслав Рукша, генеральный директор Росатомфлот
Мы очень любим говорить, что мы морская держава, но на деле все наши морские выходы так или иначе закрыты балтийскими проливами, черноморскими или расстояниями, а порт Сабетта впервые позволит сразу выходить в открытый океан, что крайне важно для свободной торговли.
Порт Сабетта, Ямал СПГ, Северный широтный ход — проекты, увязанные в один узел. Они тащат за собой десятки отраслей экономики и сотни инновационных разработок. За разработку Бованенковского месторождения коллектив «Газпром добыча Надым» получает премию правительства РФ за инновации в области науки и техники. Иностранные ученые до сих пор не могут понять, как можно впаять в криопеги — грунт, который вообще не несет никакой нагрузки, тонны железобетонных конструкций и выйти на рекордные масштабы добычи. К 2017 здесь обещают выйти на 115 миллиардов кубометров в год.
Сергей Меньшиков, генеральный директор «Газпром добыча Надым»
Самая главная новация, что мы можем добывать 90 млрд. кубических метров газа в год с Бованенковского месторождения. Ни одна компания не может добыть в таких широтах столько газа.
Тяжелые и финансово затратные проекты всегда вызывают массу споров и недоверие скептиков. Однако Ямал СПГ и порт Сабетта уже прошли точку невозврата. Это хорошо понимают иностранные топ-менеджеры, которые даже в условиях санкций не собираются отказываться от работы в России.
Дидье Барбандьер, вице-президент по продажам неофшорного бизнес-подразделения по Западной Европе и Сибири
Мы стараемся сделать так, чтобы санкции никоим образом не повлияли на успех этого проекта, и даже если вдруг санкции как-то начнут касаться проекта Ямал СПГ, у нас в любом случае есть запасной план, и в любом случае этот проект будет реализован.
Конечно, Ямал Нефтегаз — не только выставка достижений. Прежде всего, это разговор о проблемах. И главная — геологоразведка. После распада Союза основный объём поискового бурения проводился силами зарубежных компаний. Санкции остудили пыл инвесторов, и геологоразведочные работы на шельфе до сих пор остаются под вопросом. В этом году в Арктике не будет бурить Газпром. Возможно, этой же позиции придерживается и Роснефть, хотя официальных заявлений об этом пока не последовало.
Василий Богоявленский, заместитель директора Института проблем нефти и газа РАН
В 2012-2013 году в Арктике впервые не было пробурено ни одной скважины. В прошлом — две. По меркам соседней Норвегии — объёмы смешные, где ежегодно бурится около десяти скважин. Хотя учёные признают — условия российской Арктики кардинально отличаются от условий Баренцева моря норвежского севера.
Но бурить жизненно необходимо. Две скважины, пробуренные на шельфе в прошлом году, преподнесли редкие сюрпризы — одно из них месторождение Победа в Карском море. Ученые обещают — Арктика полна неожиданностей. Именно поэтому она ежедневно требует инновационных решений. Порт Сабетта уже изменил мировую экономику, он позволяет эффективно торговать на рынках Тихого океана. Два года по Севморпути в режиме круглогодичной навигации проводят суда со строительными грузами. В августе начнут доставлять блоки для строительства завода Ямал СПГ. Игроков энергетического рынка интересует один вопрос — стоимость проекта.
Дмитрий Кобылкин, врио губернатора ЯНАО
Сегодня ни у кого нет вопросов — все от «Гзпрома» до самых маленьких грузоотправителей подтвердили свое желание и участие наполнить этот проект живыми деньгами. В ближайшие годы игроков в этом проекте будет всё больше и больше, но для старта и окупаемости этих проектов грузовой базы достаточно.
Сегодня власти Уральского федерального округа заинтересованы во взаимодействии с бизнес-сообществом и их активном участии в проектах, реализуемых на Ямале. Вот и тюменский губернатор Якушев обещает — мы с Ямалом. Впрочем, это вполне объяснимо — с учётом огромных запасов нефти и газа, регион будет оставаться энергетическим сердцем России, как минимум, сто, а то и больше лет. Так что главным фактором в достижении конечной цели становятся не корпоративные тайны и амбиции газовых генералов, а конструктивный диалог.