Научное сообщество готово противостоять сибирской язве, применяя накопленные знания и мировой опыт.
Российские и иностранные ученые и практики обменялись опытом профилактики и борьбы с сибирской язвой. Они рассмотрели угрозы изменения климата, рациональное использование пастбищ, риски здоровью населения и концепцию сохранения оленеводства на Ямале. От опасной инфекции даже в современном мире не застраховано ни одно государство, поэтому вопросы предупреждения сибирской язвы одинаково актуальны как для российских ученых, так и для иностранных исследователей. В течение двух дней они делились своими наработками, основные из них, полезные большинству территорий, были включены в итоговую резолюцию международного симпозиума.
Ветеринары и ученые из Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Норвегии и Америки сначала побывали в Ямальском районе. На территории, которую минувшим летом сделали известной весьма драматические события. Впрочем, для экспертов как иностранных, так и российских сибирская язва — хоть и особо опасная инфекция, но старая знакомая. Благодаря многолетним исследованиям специалисты с болезнью на «ты».
Василий Селивёрстов, член рабочей группы по ликвидации вспышек опасных болезней животных департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ
Интерес к этой проблеме значительно повышен сейчас и никогда не умалялся. А причина в том, что это особо опасная инфекция, не зря она стоит в списке биологического оружия третьей после оспы и чумы.
Ямал в чрезвычайной ситуации продемонстрировал человеческие сверхспособности: вертолеты перевезли около 500 тонн грузов, совершая по 8 вылетов в сутки. Команда из 45 человек за 2 недели вакцинировала 87 тысяч оленей. Всего было привито 250 тысяч.
Дмитрий Кобылкин, губернатор ЯНАО
В истории арктических территорий такой спасательной операции ранее не было. Мы справились за максимально короткое время — на купирование вспышки сибирской язвы у нас ушла одна неделя.
Операцию по борьбе с сибирской язвой на Ямале в мире называют уникальной. Вспышка считается крупной. О причинах эксперты не спорят: аномально высокие температуры, засуха и активность насекомых.
Ричард Кок, профессор отделения патологии и патогенной биологии королевского ветеринарного колледжа Лондонского университета, Великобритания
Может, есть и другие факторы, которые мы должны рассмотреть, но крайне важно, чтобы мы признали, что климат сказывается на возникновении патогенной флоры. Необходимо проводить соответствующие исследования.
Если во мнениях о причинах возникновения сибирской язвы в регионе эксперты единодушны, то о мерах профилактики инфекции говорят разное: основных направлений два — вакцинация и уничтожение трупов больных животных, у здоровых необходимо повышать сопротивляемость организма, уверены ученые. Швеция в свое время сумела стабилизировать ситуацию, отказавшись от импорта из Бельгии, что, впрочем, не спасло страну в этом году, минувшим летом в Швеции тоже была зафиксирована вспышка сибирской язвы. Многие исследователи призывают к радикальным мерам — сокращение поголовья оленей способно предотвратить распространение инфекции. Привычных пастбищ животным уже недостаточно.
Маури Ниеминен, независимый исследователь института природных ресурсов, Финляндия
Если нужно забивать оленей, лучше делать это организованно. Мы можем помочь вам построить бойни. Я надеюсь, что вы прислушаетесь к голосу пастбищ.
Всероссийским НИИ экспериментальной ветеринарии создан и действует кадастр неблагополучных пунктов, включающий в себя данные о более чем 75 вспышках сибирской язвы. Его цифровая версия может быть весьма удобной для оленеводов. Кроме того, научное сообщество уверяет, что обычные памятки с кратким описанием болезни будут полезны и врачам, и ветеринарам. Знание симптомов, первой помощи и «горячих» телефонов спасут в чрезвычайной ситуации не одну жизнь. А это, безусловно, главная задача участников международного симпозиума.