Напротив городской администрации несколько новоуренгойцев поставили палатки и объявили голодовку.
В тундровой зоне, напротив новоуренгойской администрации уже несколько дней подряд стоят палатки. Обитатели стихийного городка утверждают, что объявили голодовку. Сначала никаких требований и лозунгов не выдвигали. Но в социальных сетях достаточно быстро появились видеоролики с участием этих людей. Как оказалось, это горожане, которые ранее уже выходили на различные митинги и пикеты с требованием предоставить им вне очереди жилые помещения. Отмечу, представители городской власти ранее неоднократно встречались с этими людьми и предлагали различные варианты решения проблем. Но конструктивного диалога не получилось. Видимо те, кто привык громко кричать о своих правах, просто разучились слушать ответы на вопросы.
Тамара Чергисханова немного смущается, встречая гостей. Протест и недовольство — в прошлом, конфликт с администрацией исчерпан. Вариант решения жилищного вопроса, предложенный городом, её устроил. Семья получила капитальное жильё и теперь начинает обживаться в новой квартире.
— Как квартира, нравится?
— Нравится.
— Сколько в том доме прожили?
— Без отопления, без горячей воды 2 года, а до этого — с 94-го.
— Здесь важную роль сыграло не моё присутствие и Ивана Ивановича, что он поддержал, а решение суда. Всё-таки вы выбрали законный путь на самом деле.
— Да.
Законные пути, однако, выбирают не все. 11 июля напротив здания городской администрации появились две палатки. Это не туристы, а те, кто не первый раз пытается решить свои жилищные проблемы с помощью протестов. Поскольку журналистам не доверяют, сами записывают всё на камеры.
Алексей Крыжановский
— Именно взгляд граждан вы не покажете в новостях, вы согласны?
— Почему Вы так считаете?
— Потому что.
— Нет, я с этим не согласна.
— Девушка, потому что Вы ничего не покажете. Потому что, я Вам скажу, если Вам платят, я Вам могу бумагу предоставить.
— Показывайте.
— Нет, у меня её с собой нет.
У каждого из них есть недовольство обстоятельствами переселения из аварийного жилья и вопросы к чиновникам. Работники администрации, в сторону которой обиженно кивают участники пикета, всегда готовы к открытому диалогу и не по разу встречались с этими людьми, их документы и биографии изучили до тонкостей. Предложение администрации решать вопрос в соответствии с законом гражданами так и не поддержано.
Андрей Воронов, заместитель главы администрации города
Всем им предложены были по несколько вариантов благоустроенных квартир, по несколько вариантов каждому. Каштановой — Тюмень. Служебное жильё предлагали. Зинатовой — квартиру. Белик — на Сибирской квартиру.
Они считают свои отказы от предложенного жилья вполне обоснованными, говорят — рассчитывали не на это.
Жанна Белик, участник голодовки
— Предоставили на Сибирской, 81 квартиру. Предлагали мне однокомнатную. Но там она без окон. И то, если бы это было временно. А то на постоянной основе на договоре соцнайма. У нас и так светового дня нет.
— Что вы имеете в виду, что окон нет?
— А вот так, нет окон. Вообще нет. На кухне нет подоконников. В комнате тоже нет прямого солнечного освещения.
— Вы имеете в виду — стеклопакета нет или самого отверстия для окна?
— Самого отверстия для окна.
Обитатели палаток объявили голодовку, и в течение нескольких дней возле них успели побывать многие. Местный лидер коммунистов привёз газеты и посетовал на то, что участники пикета носят атрибутику другой политической партии. Руководитель правозащитной организации сказал — всё можно было сделать по-другому.
Юрий Коновалов, правозащитник
Я считаю, что эта акция организована неграмотно и неправильно. Для того, чтобы организовать какой-то митинг или какую-то голодовку, есть правила организации. Нужно было написать какие-то лозунги, требования — что они требуют. Если это будет организовано, должен здесь быть врач. Должна быть полиция, чтобы за порядком следить.
Лозунги у них есть, их достают из палатки для того, чтобы записать на камеру очередное обращение к мировой общественности. На второй день голодовки участники пикета вызывают «Скорую помощь»: у одного из обитателей палаток поднялось давление.
В очередной попытке добиться внеочередного предоставления жилья политологи усматривают вполне определённую закономерность, не только с коммерческой мотивацией, но и с политической подоплёкой. Эта группа граждан активизируется, как правило, накануне крупных событий в политической жизни региона.
Татьяна Вязовецкова, политолог
Здесь видно, что первый экстремум по упоминаниям приходится на 2015 год перед выборами, следующий пик активности — это праймериз ЕДИНОЙ РОССИИ весной этого года, и мы предполагаем, что следующая активность будет сейчас резко возрастать перед избирательной кампанией сентября этого года.
Правовые способы решения жилищных проблем для этих людей, вероятно, не существуют. То, что они делают сейчас, выглядит как намеренное нанесение ущерба своему здоровью. Но ни в одном положении о переселении не прописано преимущественное право на предоставление жилья тем, кто голодает. В Новом Уренгое активно ведётся жилищное строительство, по вводу жилых квадратных метров город в округе лидирует. Со сдачей жилых домов в Тундровом микрорайоне появится возможность расселить 176 деревянных зданий. Но очерёдность переселения происходит в соответствии с законом, а в нём преимущественные права для тех, кто громче кричит, не прописаны.