Геодезист вспоминает, как начинался Новый Уренгой
На её глазах строился город — с первого колышка. И это не просто оборот речи. Эти самые колышки она своими руками вбивала в мёрзлую землю. Определяла реперные точки, ориентируясь по которым строители закладывали фундаменты и возводили дома и другие объекты. Топограф, геодезист Людмила Гордеева приехала в Новый Уренгой в 1975 году — в тогда ещё маленький северный посёлок. Какой она помнит будущую газовую столицу? И почему 9 месяцев в году на работу ей приходилось ходить на лыжах, прихватив с собой большую кувалду?
ЛЮДМИЛА ГОРДЕЕВА, ВЕТЕРАН СЕВЕРА:
— Дороги не было, был песок. Сапоги. Иногда через дорогу переходишь — застрянешь, кто-то вытащит и тебя, и сапоги. Машины ездили большие, вахтовки назывались, автобусов не было.
Прилетели мы из города Надым. Мы там работали с 1974 года в Дирекции по обустройству газового месторождения. Мы в дирекции числились с декабря 1975 года. В Новый Уренгой мы приехали с двумя собаками, с двумя детьми. Здесь еще негде было жить. Стояло несколько вагончиков, бараков. Их очень быстро их строили.
Улица Оптимистов была бараками застроена, палатка вот здесь стояла. Вот улица Оптимистов. Ну кто сюда приехал? Оптимисты!
Сразу на работу, дети дома оставались, потому что садика еще не было, садик попозже открыли.
Мы работали с картами. Документ у нас был такой — дежурный план, где мы наносили всё строительство. Появился первый генплан. А так как Дирекция была заказчиком, мы выносили в натуру все двухэтажные здания, которые здесь были по Набережной, другие здания, и месторождение.
В натуру вынести — это значит по координатам рассчитать, встать на точку и уже по вычисленным нами углам забивали колышки. После нас приходили уже те, кто будет строить — строители.
Это мой муж на этой фотографии. Это я, это рабочая Нина, а дальше идет геодезист Володя Шабанов с лыжами. Ходили мы, естественно, на лыжах, потому снега было очень много. С собой нужно было нести кувалду, которой мы зимой и летом забивали металлические штыри, попробуйте просто молотком забить, и инструмент.
В посёлке привозная вода была. Приезжала водовозка. И пока люди не наберут воды — машина не уезжала. Первый магазинчик был от бараков недалеко. Я однажды пришла, первый год как я жила, стояли там на полочках — томатная паста и уксусная эссенция. Всё. Больше ничего не было. Но когда устраивали праздники или Новый год — откуда что бралось!
От количества жителей менялись генпланы. Раньше генплан был только на посёлок Пионерный. Потом жителей стало много — началась добыча газа. И уже тогда появилась южная часть, потом пошли на север.
Мне мама постоянно говорила — забрались на край света. Пора уехать. Во-первых, ты видишь результат своего труда. Пускай ты не строитель, но мы принимали участие в этом. Я проработала до 2011 года. Очень любила свою работу, да и сейчас люблю.
Приезжаю я сюда с радостью, на город смотрю с гордостью, очень рада за наших жителей. Я желаю новоуренгойцам — радоваться тому, что у них есть. И спасибо всем, кто начинал строить этот город.