Импульс Севера – Новоуренгойские путешественники вернулись из экспедиции на малоизученный приток реки Таз
16+

Новоуренгойские путешественники вернулись из экспедиции на малоизученный приток реки Таз

Ямал — опорный край державы. Регион богат и знаменит своими природными ресурсами и культурой коренных народов Севера. Но учёных и путешественников манят неизведанные земли и реки Арктики. Один из правых притоков реки Таз — малоизучен. Туда и отправился Александр Петриченко с командой. Русское географическое общество запустило в 2013 году спецпроект «Неизвестный Ямал». В каждой экспедиции участники, как и первопроходцы, записывают информацию о нашем удивительном крае. И делятся своими открытиями с учёными со всей страны. В этот раз бывалый путешественник преодолел 1400 километров и готов поделиться подробностями.

Член отделения Русского географического общества в ЯНАО Александр Петриченко и путешественник Михаил Степанов рассказали о своей экспедиции.

На машине выехали из Нового Уренгоя. Потом через Заполярку в Тазовский. Здесь мы пересели на катер и пошли вот до сюда. Здесь находится Мангазея. Вот это речка Панча в переводе «жадная». Существует несколько зафиксированных в исторических документах пути, по которому наши древние предки путешествовали в сторону Енисея. А именно по этой речке никаких сведений по крайней мере мы не обнаружили. И мы решили проверить в походе проходимая ли она для лодок. Возможно ли было по ней путешествовать по Енисею, что мы и сделали. Мы пересели на кску катер и нас подбросили прям до нужной нам точки до речки. Мы каждый год какую-либо новую точку, новую реку изучаем. Ставим задачу, целый год готовимся изучаем материалы и пытаемся уже в реальном месте уже проверить. Это проект неизвестный Ямал. Уже много лет. Темы различные. В основном гидрология. Водно-волоковые пути. Гидрология. Гидроморфология. Естественно, мы перед тем, как идти в поход, регистрируемся в МЧС. И они нас, как бы контролируют. Берега высокие, то есть получается мы шли практически, как по ущелью. Очень интересно. Особенно к устью там ближе, но и течение усиливалось. У нас есть консультанты проекта. Есть гидрологи, археологи, историки. Мы с ними советуемся, вырабатываем некоторую стратегию, позицию, то есть мы не просто так идём. Идём уже заранее к запланированной цели. А по поводу карт, то есть мы маршруты сами разрабатываем. Эт уже конкретно к нам относится, потому что, кто как не мы сами будем проверять эти маршруты. Из трудностей было то, что ещё жара и изнурение. Днём штиль. Жара, ветерочка не было, не хватало. А так в принципе не сложно как раз таки интересы и познания к новому нас продвигало вперёд. Будем подробное описание реки с указанием необходимых мест, глубин и так далее, в общем все технические параметры реки. Есть специальный язык такой. На этой речке никаких следов цивилизации вообще нет. Ни пластиковых бутылок, ни срубленных деревьев, ни кострищ. Вообще ничего. При изучение реки строится такой специальный, так называемый, продольный профиль, то есть здесь километраж речки и откладывается высота — продольная. Начинали мы высота над уровнем моря была пять метров. И попали вот сюда примерно около 30, 20 с лишним метров. Больше 20 метров подъём был. Это точка — это перевал водораздел. Вот эти уже в сторону Енисея пошли реки. У нас получилось дней шесть. Пять ночёвок. Во время пути громыхало, были гром и молнии, но как-то вокруг нас ходило нас, как бы не попали. Единственное мы ночевали на городище Мангазея нас дождик не много полил и на обратном пути сильный ветер встречный северный. Немножко попрыгали по волнам. Нам очень большую помощь конечно оказал директор национального парка Гыданский Берлинский Вячеслав, а также директор агропромышленного комплекса Тазовский рыбзавод Саньков Сергей. Мы изучали этот маршрут с точки зрения геологии и гидрологии, во-первых. С этой точки зрения этот путь на много короче, чем тот, который зафиксирован в исторических источниках путь по ходысею, по котыльке, верхней байхе, турхану то есть он короче на много. Но задача теперь такая стоит необходимо провести ещё одну экспедицию и найти какие-то вещественные доказательства этого, то есть засечка на дереве. Если это будем найдено, то уже можно будет точно сказать, что этот путь действительно и был использован раньше.

Другие публикации в разделе «Интересное»