В Новом Уренгое ремонтируются суда-рефрижераторы рыболовецкой компании
Без рыбы не останемся. В этом нас заверили сотрудники старейшей на Ямале рыболовецкой компании. Заготовкой живого серебра там занимаются уже 95 лет. Наталья Коростылёва пообщалась с флотскими и сухопутными специалистами. Она расскажет — как работает морозилка на воде, чем шоковая заморозка лучше обычной, и как такие технологии влияют на количество пойманных хвостов. А также — при чём тут космос.
Наталья Коростылёва, корреспондент:
— В этом году Новый Уренгой, а точнее, район Коротчаево, впервые стал площадкой, где ведётся ремонт судов Тазовского рыбодобывающего предприятия. Одно судно уже спустили на воду — оно примет участие в летней путине. Второе судно пока сушится на берегу. Каждое судно — универсально. Оно является одновременно и морозильной камерой, и холодильником-складом.
Алексей Дуленцов, заместитель директора по флоту рыболовецкой компании:
— Сейчас в данный момент судно обсыхает. Уплотняется дно — песок уплотнится, потом судно поднимается пневмомешками, нивелируется. И приступают с 16 по 20 число — это июль, к работе сварщики и судокорпусники.
Капитальный ремонт — не только замена дна и обшивки. Это ещё и полная внутренняя модернизация. Ход работ — на контроле предприятия-заказчика и специалистов окружного департамента агропромышленного комплекса.
— Как только оно будет готово — спускаем его на воду…
Пологий берег реки Пур — одна из причин, почему ремонт судов-холодильников ведётся именно в Коротчаево. Немаловажную роль сыграли также стоимость аренды базы и удобная логистика. Для фирмы эти работы — долгожданные. В таком объёме они проводятся впервые за 30 лет.
Алексей Дуленцов, заместитель директора по флоту рыболовецкой компании:
— 80% судна — к замене. Это весь корпус полностью. И вся электрика. Это основные составляющие. И холодильное оборудование — хладогенератор. И станция СМП — шоковой заморозки оборудование. На ряпушку, это осенняя — 10-20 сентября мы планируем, чтобы он уже стоял на губе, на ряпушке.
Второе судно-рефрижератор встанет в строй ещё раньше — в конце августа. Здесь ремонт корпуса закончен полностью.
На каждом судне могут жить и работать до 16-ти человек — трое флотских, и те, кто непосредственно занят на производстве.
Алексей Дуленцов, заместитель директора по флоту рыболовецкой компании:
— В этих плитах, в этих станциях СМП, производится шоковая заморозка рыбы. То есть, конечный продукт выходит отсюда. У нас на каждом судне есть мастер РНС, который следит за ходом процесса заморозки, хранения, складирования, логистики — транспортировки.
Объём заготовки у «Тазагрорыбпрома» в этом году — тысяча тонн. Больше 750-ти из них уже выловлено. Причём, раньше работа велась с поправкой на изношенность морозилок.
Алексей Дуленцов, заместитель директора по флоту рыболовецкой компании:
— Происходило нарушение технологии заморозки. Приходилось дольше морозить — чтобы не нарушать процесса. Вместо 3-4 часов, заморозка шла по 6-8. Огромная потеря рыбы. Рыбаки рыбу вылавливают, а мы заморозить её не успеваем. Останавливаешь рыбаков, останавливаешь ход рыбалки.
Теперь же в планах — наращивать объёмы вылова. План модернизации флота расписан на три года вперёд. Каждый такой плавучий холодильник-склад — важнейшая часть заготовки и переработки. После сортировки, первичной обработки и шоковой заморозки, вся рыба отправляется на временный склад — на этом же судне. Потом её транспортируют на базу в Тазовском. А уже оттуда — на консервные заводы Ямала.
Дмитрий Коробейников, начальник отдела регулирования и организации рыболовства департамента агропромышленного комплекса ЯНАО:
— Значение этих судов — именно в сохранении качества рыбной продукции. Рыбаки, когда вылавливают в отдалённых угодьях и песках рыбу, они должны доставлять её на вот эти несамоходные рефрижераторные суда — для скорейшей заморозки и хранения.
После ремонта и замены морозильного оборудования, только два этих судна смогут перерабатывать до 10 тонн рыбы в сутки. За год — 600 тонн.
Дмитрий Коробейников, начальник отдела регулирования и организации рыболовства департамента агропромышленного комплекса ЯНАО:
— В период с 2018 по 2021 год было отремонтировано 33 единицы флота. И 4 единицы приобретено для использования в рыбодобыче.
Главное достоинство шоковой заморозки — размороженная рыба не отличается от только что выловленной. Значит, и качество готовой продукции — копчёной и вяленой рыбы, снеков, полуфабрикатов и консервов — будет безупречным. Свежего улова ждут не только в нашем округе и по всей России, но и на орбите. Ведь ямальские консервы уже несколько лет включены в меню космонавтов на МКС.