Семья Мамедовых проживает в расселенном деревянном доме.
В расселённом деревянном доме по улице Звездная проживает семья Мамедовых. Идти главе семейства и матери с двумя несовершеннолетними детьми некуда. Ямальские правозащитники просят не оставлять их в беде. Власти Нового Уренгоя уже обратились в консульство Азербайджана с просьбой о помощи. Оставить в опасности семью, которая не желает покидать нажитое место, равносильно преступлению.
На первый взгляд заброшенная деревяшка. Еще год назад жилой дом сегодня пугает гнетущей тишиной. Внутри застывшего во времени строения зловещая темнота, жуткий холод и скрипящая от мороза лестница. Из квартиры сверху доносятся чьи-то голоса.
10-летний Саид Мамедов учит уроки за обеденным столом. Другого места в однокомнатной квартире нет. Листая дневник сына, Муса негодует, мол, стали много задавать. Но проблемы с успеваемостью связывает с бытовыми условиями. Единственным источником тепла являются электрические обогреватели, несмотря на то, что девять месяцев назад квартиру Мамедовых обесточили. А в сентябре — перестала поступать горячая и холодная вода.
Муса Мамедов
Два месяца воду таскали с соседнего дома. И свет подтянули рядом с соседнего дома. А электрокомпания вырезала его, чтобы, типа, незаконно подключились. Я говорю, я 19 лет платил и за электроэнергию до последней копейки я платил. Отопление не работает, а электричество, мало что, замкнет. Мало кто, кто-то заходит. Четыре часа ночью жена говорит, давай, кто-то в подъезд зашел. Я поднимаюсь, кто там — выгоняю.
Супруга Мусы Эльза, которая не говорит по-русски, жалуется по-азербайджански, в квартире настолько холодно, что в кухонном шкафу замерзает картофель, а вода в ванной комнате превращается в лед. Своих детей: Саида и 5-летнего Валида Эльза одевает тепло, младший недавно перенес простуду. Никто в семье Мамедовых не работает. Муса не хочет ни на минуту оставлять свое единственное жилье. А Эльза не имеет российского гражданства. С этой проблемой отец семейства неоднократно обращался в миграционную службу.
Муса Мамедов
Опять повторно пошел, кто не принял говорит. Вы же. А она говорит, теперь потихоньку едьте через границу и обратно. У вас же говорит, документы правильные были. Я медицинское освидетельствование прошел, все прошел, чтобы вид на жительство получать.
О том, что эта семья оказалась в сложной ситуации, в городской администрации знают. Власти Нового Уренгоя обратились в консульство Азербайджана с просьбой о помощи.
Андрей Мартынов, заместитель главы администрации г. Новый Уренгой
Мы проинформировали письменно консула государства Азербайджан в Екатеринбурге, проинформировали его о том, что гражданка его государства находится в бедственных условиях на территории Российской Федерации, а также проинформировали письменно главу азербайджанской диаспоры города. Суть наших обращений сводится к тому, чтобы помочь нам найти родственников как Мусы Мамедова, так и его супруги, проживающих на территории либо России, либо за ее пределами, чтобы подключить родственников к решению этой проблемы.
Дом, в котором проживают Мамедовы подлежит сносу. Муса и его семья не имеет законных оснований на проживание в квартире. Глава семейства прошел все возможные судебные инстанции. Его просьбу о выделении квадратных метров в капитальном жилье рассматривал даже Верховный суд России. В свою очередь, власти не могут снести представляющую опасность для окружающих деревяшку. В любой момент самопальная электрическая проводка может загореться или дом от старости попросту развалится. Сложившейся ситуации заинтересовались ямальские правозащитники.
Анатолий Сак, Уполномоченный по правам человека в ЯНАО
В рамках правового поля у данной семьи правоустанавливающих документов нет никаких на жилье — раз. Вселились они незаконно — два. На учете нигде в социальной службе на получение они не состоят — три. Но просто так людей бросать, я не знаю, как назвать, ну не по-человечески будет. Потому что государство должно заботиться о своих гражданах. Понимаете? Ну они сами довели. Почему глава администрации, правительство должны идти на нарушение закона, или поощрять это нарушение предоставляя жилье. Мне их понятно, по-человечески жалко. Я не думаю, что сейчас просто выбросят людей. Я это исключаю.
Виталий Орешкин Уполномоченный по правам ребенка в ЯНАО
Задача Уполномоченного по правам ребенка — обеспечение государственных гарантий прав несовершеннолетних. Это гарантии, прежде всего, на жизнь и здоровье, что в данном случае на мой взгляд свидетельствует о неисполнении данных обязательств со стороны законных представителей — родителей. В настоящее время, как я сказал ранее, ведется работа с администрацией муниципального образования. Я думаю, что в кратчайшие сроки данный вопрос нами будет соответственно решен. Потому что наша основная задача — обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.
История Мусы Мамедова началась еще в 1993 году, когда он впервые приехал в Новый Уренгой. Тракторист по образованию с тех самых пор и остался на Крайнем Севере. Никогда не думал, что у него могут возникнуть проблемы с жильем. Свято верил в то, что из старой деревяшки его переселят в теплую уютную квартиру в каменном доме. Однако решение суда оспорить невозможно.