Вся жизнь в пути: как кочуют оленеводы Ямала
Два месяца будет передвигаться по региону День оленевода. Первыми его отпразднуют надымчане, а завершит он своё путешествие в селе Се-Яха. В Новом Уренгое массовые гуляния запланированы на 8 и 9 марта, так что не забудьте сделать пометку в своём календаре и приготовьтесь к незабываемым впечатлениям. Задача максимум — побывать в чуме, попробовать местные деликатесы, прокатится на оленьей упряжке и узнать много нового об образе жизни тундровиков.
Владимир Ядне, бригадир оленеводов:
— Сейчас уже мало кто хочет в тундру, совсем мало. Все в основном учиться уезжают, куда-то в города переезжают, в посёлки. Оленеводов меньше становится, потому что молодёжь не появляется здесь. Кто-то на машинах катается уже, в тундру мало кто тянется.
Причины у всех разные: одни мечтают о тепличных условиях жизни, другие ищут самореализации. Для бригадира Владимира Ядне жизнь в тундре — свобода. Хоть и приходится много работать, но в этом и смысл. Круглый год он вместе с семьёй кочует от пастбища к пастбищу — так у оленей всегда будет достаточно корма.
— Мы сейчас каслаем на летнее пастбище. У нас летнее и зимнее пастбища отдельные. Сейчас идём на летнее, а осенью — на зимнее. Погоду мы не выбираем — когда надо каслать, тогда и каслаем. Был бы сегодня дождь, и в дождь каслали бы, в сырую погоду. А сейчас снег твёрдый, по насту ехать хорошо.
Прежде чем отправиться в долгое путешествие, оленеводы собирают чумы и укладывают их в нарты, а потом собирают стадо и выбирают оленей для нарт. Одни животные с лёгкостью покоряются, а вот с другими приходиться повозиться.
— Если совсем буйный, то на колбасу можно пустить — так перевоспитать. Да они со временем всё равно усмиряются. Постепенно держишь, держишь, держишь — и всё с годами усмиряется. Клеймо разное у всех и формы у них у всех разные, все отличаются друг от друга. Даже среди двух и трёх тысяч оленей можем найти своего. В другое стадо можем поехать и там даже найти.
Владимир Ядне, бригадир оленеводов:
— Мы с зимнего места уже где-то около 60 километров проехали, ещё где-то 140 осталось. Ехать можем по-разному, дней десять, может, 15, обычно в это время проходим.
Вся жизнь кочевников — движение. Для них это обыденность, эти люди чувствуют себя уютно, когда скрипит под нартами снег и мерно движется большое оленье стадо. Они живут так же, как на этой земле жили их предки.
Больше новостей — в телеграм-канале «Импульс Севера».