Ветеран Великой Отечественной войны рассказала журналистам о пережитой оккупации немцами.
Когда началась война, Елене Игнатьевне Иващенко было всего 17 лет. Полгода оккупации немцы держали в страхе её родную станицу Славянскую. Это время ветеран Великой Отечественной войны помнит очень хорошо: повешенная на мосту девушка и сотни расстрелянных жителей. Над головами летали снаряды, свистели пули. Елене Игнатьевне удалось выжить. Много раз смерть караулила её, но счастливое стечение обстоятельств и бойкий, порой даже мальчишеский характер спасали ей жизнь. Война уже давно закончилась, но память о ней продолжает преследовать.
Война пришла в станицу Славянскую внезапно. Когда немцы начали бомбить, Елена Игнатьевна, её родители и сёстры спрятались в окопе, где хранилась картошка. Летящие с неба бомбы очень заинтересовали ещё юную тогда Лену. Это любопытство чуть не стоило ей жизни.
Елена Иващенко, ветеран Великой Отечественной войны
Смотрю, как же она летит. Мне же интересно, что же это такое. Папа кричит: «Лена, иди сюда! А я говорю: «Папа, подожди, я посмотрю, что там летит?» он выскочил, как дал мне по шеям, так я в окопе и очутилась. Это помню на всю жизнь теперь.
Про таких, как Елена Игнатьевна, говорят: родилась в рубашке. Ночью бомба упала прямо в сад и разлетелась на осколки. Один из таких металлических кусков мог стать для неё смертельным.
Елена Иващенко, ветеран Великой Отечественной войны
Осколок летел и именно в мое окно залетел, пробил ставню, гитара висела, пробил гитару и упал возле моей руки. Чуть-чуть, и я без правой руки осталась бы.
А когда в их станицу пришли фашисты, они с сёстрами прятались. Днём в кукурузе, ночью на чердаке, прикрываясь старыми коровьими шкурами. Полгода немцы держали жителей в страхе. Заходили в каждый дом, искали комсомольцев. И если обнаруживали, казнили прилюдно.
Елена Иващенко, ветеран Великой Отечественной войны
В одной школе мы учились, девушка была активистка, комсомолка, немцы её повесили на мосту. Она на мосту висела. Мама с ума сошла, а отец погиб в войну.
Много раз смерть подкарауливала её, но всегда отступала. Что-то всегда помогало Елене. Нередко спасали её боевой характер и смекалка. Однажды к ним в очередной раз в дом пришли фашисты и приказали матери сдать своих дочерей под угрозой расстрела. Пока мать ходила к немецкому командиру за справедливостью, Елена Игнатьевна нашла способ спасти жизнь себе и своим сёстрам. Она развела в воде хину — таблетки от малярии жёлтого цвета.
Елена Иващенко, ветеран Великой Отечественной войны
Мы с ней умылись, руки намазали и лицо, все жёлтые. Легли в кровать и лежим, а немцы боялись тифа, а у нас как раз был карантин. Они как зайдут, посмотрят, что мы жёлтые и убегают.
Ангел-хранитель оберегал не только Елену Игнатьевну, но и всю её семью. Так, например, её отец был арестован немцами за несвоевременную сдачу оружия и отправлен на строительство моста. Утомлённый, истощённый и замученный работами, он не выдержал и надерзил надзирателю. За это его выкинули в яму и закидали камнями. Но по счастливому стечению обстоятельств там оказался русский солдат, перешедший на сторону немцев. Когда-то они вместе пережили плен, предатель его спас. Елена Игнатьевна уверена — Бог хранил её семью.
Елена Иващенко, ветеран Великой Отечественной войны
Вот что говорят, Бога нет, другие не верят, а я верю.
Война закалила характер Елены Игнатьевны, несмотря на то, что скоро ей исполнится 91 год, она остаётся такой же боевой, какой была в 17 лет.