Ветеран Великой Отечественной войны Дина Вайтекайтис рассказывает о том, как жили дети войны.
Также мы уже традиционно рассказываем о людях, подаривших нам мирную жизнь. И сегодня наша съемочная группа побывала в гостях у ветерана Великой Отечественной войны Дины Леонтьевны Вайтекайтис. Когда ей было всего 9 лет, в их село пришли немцы, а мать спрятала её и ещё двух братьев за печкой. Ей довелось выжить, уцелеть и при этом остаться искренней и оптимистичной. В рассказах Дины Леонтьевны воспоминания о том, чем жили дети того времени, чему радовались и чего боялись.
Добродушная и гостеприимная хозяйка первым делом приглашает за стол. Сын помогает налить чай. 15 лет назад, когда умер отец, он пригласил мать в Новый Уренгой. Так и переехала на Север. Из посёлка Приволье Луганской области, где прожила львиную долю жизни. Именно там Дина Вайтекайтис родилась, там же, 9-летней девочкой застала её война. Отца в первый же день забрали на фронт, откуда он так и не вернулся. День, когда они виделись в последний раз, не забудет никогда.
Пришёл с работы, взял меня на руки, на колено посадил — я же самая маленькая была. И матери говорит. Что он там говорил — до меня же не доходило. Сижу на коленях, вижу — мать плачет. И всё. И утром мы его проводили на вокзал. Он ушёл в армию. И всё, больше я его и не слышала, и не видела, и не знаю. Потом пришла похоронка.
Женщин, детей и стариков отправили разобрать продукты из магазина и элеватора, в 3 километрах от посёлка — спрятать припасы от немецких солдат. Что успели, погрузили на сани, а когда возвращались обратно, началась бомбёжка. Снаряд упал всего в нескольких метрах от перепуганных детей, и чудом не разорвался.
Бежим, тянем санки, и бомба летит. Как мама говорит — сразу видно, это была бомба. До меня тогда не доходило это. И мы упали на эту сторону насыпи, а бомба на ту сторону насыпи. И не взорвалась.
Через двое суток после объявления войны в посёлок Приволье пришли немцы. Стреляли по стенам и окнам домов. Дину и её братьев мать спрятала за печкой и накрыла подушками — уберегла от пуль. Директора угольной шахты близ посёлка назначили полицаем. Вместе с солдатами он обходил каждую хату и забирал все припасы.
Дина Вайтекайтис
У нас подвал был под домом. Комната одна, внизу. В подвал налили воды, и туда покидали горох и бочку. И когда пришли немцы, вот этот самый полицай. Они в воду тыкали ружьем со штыком. Но ничего не нашли.
Ей за 80, а блеск в глазах не угас, и слова наполнены оптимизмом. Рассказывая о войне, об ужасах, что пережили люди того времени, она старается вспомнить и хорошее. Дети войны умели радоваться простым мелочам — мороженый картофель казался слаще любой конфеты. Но самой большой на свете радостью Дина Леонтьевна считает тот день, когда немцы отступили.
Дина Вайтекайтис
Страшно, конечно, было, немцы когда начали отступать, наш истребитель летел и прям им по головам строчил. Всех положили.
А дальше началась другая жизнь. Школа, техникум, работа. Чтобы прокормить семью, начала трудиться задолго до того, как получила паспорт. На угольной шахте мотористкой, затем плановиком. Вышла замуж, родила детей и посвятила свою жизнь им. Сейчас, с сожалением вздыхает — внучка и правнучка остались в Украине, в том самом посёлке Приволье. А она не может их увидеть из-за войны. Для человека, пережившего войну с фашизмом, это особенно больно.