«Бессмертный полк» объединил более пяти тысяч горожан.
Более 5 тысяч новоуренгойцев стали участниками акции «Бессмертный полк». Колонна горожан с портретами героев Великой Отечественной войны прошла по улице Дружбы народов — от городской администрации до Площади Памяти. Люди шли не только в России, но и далеко за её пределами. В больших городах и маленьких сёлах. А ведь никто и не думал, что спонтанная и довольно простая идея томских журналистов, спустя годы станет по-настоящему народной.
Корреспондент
Вот она! Победа над безвременьем. 9 мая по улицам газовой столицы прошёл «Бессмертный полк». Простая и народная история, долгие годы хранившаяся в семейных архивах и наконец-то вырвавшаяся наружу.
Это мой дедушка по материнской линии, а это по отцовской линии.
Илья и Фёдор уроженцы Архангельской и Вологодской области. Дед Илья погиб в Германии. Известна могила, город. А дед Фёдор на Украинском фронте, до сих пор не нашли. Ищем.
Несём портрет моего прадеда. Орлова Агафона Лукьяновича. Он с первых до последних дней воевал. Он прошёл всю войну. Остался живой. И в 2002 году на 80 году жизни умер. И поскольку он не может пройти. Идём мы и несём его портрет.
Тимофей Перехватов умер 9 мая в госпитале под конец войны. В День Победы. Вот это его сын. Он через 2 года после войны умер.
«Бессмертный полк» уровнял всех. Вне зависимости от количества звёзд на погонах. Солдаты, труженики тыла, узники концлагерей. Здесь у них единое звание — фронтовик.
Он был разведчиком, когда его раскрыли, бежал. Когда его раскрыли, он бежал и запомнил все места, где стояли вражеские пушки.
Знаю, что дважды контужен, медаль за отвагу. Но, к сожалению, рано покинул этот мир.
Ушедшие фронтовики вернулись в своих портретах. Улыбчивые и задумчивые. Они идут, бережно поддерживаемые внуками и детьми. По городу, в котором прежде ни разу не были.
Дедушка. О войне никогда не рассказывал. Не мог. Просто не мог. Он всегда начинал плакать.
Это тоже мой дедушка. Он воевал на Сталинградском фронте. Был контужен. Два ранения имел. Решили сегодня с ним пройти. Он и думать не думал, что пройдет по Новому Уренгою.
В какой-то миг эти хрупкие деревянные палочки с чёрно-белыми фотокарточками стали мощным оружием. В них заложена память, которую не стереть, не убить. Они победили фашизм. Они смогли то, на что у других не хватило сил.
Дедушка Андрей призывался с Астрахани, освобождал Ленинград, дальше был Украинский фронт пошёл. А дедушка Володя дошёл с Воронежа до Ленинграда и через Польшу до Эстонии дошёл.
Несколько сотен историй, каждая из которых достойна экранизации. Он — пластун-разведчик. Она — медсестра. Оба воевали. Оба выжили. Вернулись. Нарожали детей, а те подарили им внуков. Один из них Алексей, вылетая копия деда, бережно хранит историю своей семьи.
Формировались, уходили на фронт с реки Маныч. Провоевали всю войну, грубо говоря, с шашкой на танке.
Своя река памяти пролегла и в районе Коротчаево. Живые и павшие в едином строю. И, кажется, что в этот день даже суровый Север смягчил свой нрав, одарив теплом.
В этом году дочку привёл семилетнюю. С её прадедом. Они там стоят. Он у нас бронебойщик. Два ранения. Медаль за отвагу. Орден Красной звезды. Надо помнить, то, что было. Не забывать. Война была страшная. И то, что мы сегодня живём — это результат их самопожертвования.
Война священная, война народная и акция стала — народной. Это не очередная «модная история». «Бессмертный полк» — это личное. Про тебя, меня и того парня. Разные и столь похожие судьбы. И если горе объединяет, то память делает сильнее.