Импульс Севера – 501-я стройка становится туристическим маршрутом.
16+

501-я стройка становится туристическим маршрутом.

«Мертвая дорога» снова оживает. Самую масштабную стройку страны середины 20 века, которой было не суждено закончиться, ежегодно посещают десятки туристов. Бараки, карцеры, брошенная бытовая утварь вызывают интерес у многих, ведь десятки лагерей для заключенных и сотни километров железнодорожного полотна были построены всего за пять лет. В этом году планируется открыть экскурсионный тур из Нового Уренгоя в Надымский район на объекты 501-ой стройки.

Ворота, вот одна створка, вот вторая. Это проходная.

Больше полвека назад, когда заключенный проходил через эти ворота, он попадал на самую масштабную стройку того времени, порядковый номер которой 501. У этого сталинского проекта не самая хорошая слава. До сих пор часть документов засекречена, поэтому говорить о вопиющих фактах каннибализма, издевательствах конвоиров над заключенными и ужасных условиях содержания можно только ссылаясь на открытые архивные данные, которые также вызывают множество вопросов.

— В некоторых документах указывали, что даже не огораживали лагеря, просто бежать было некуда
— Нет, все огорожены. Вот сколько мы прошли до Салехарда, все огорожены. Полностью был периметр. Мало того, что вот упавший деревянный забор, а вообще он огорожен колючей проволокой не в один ряд. Оставался проход для охраны с собаками.

Иван Фролов, корреспондент

Сразу после смерти Сталина, в марте 1953 года, стройку № 501 было принято решение законсервировать. Но, подсчитав все расходы и убытки, приняли решение бросить все как есть. Сейчас, благодаря реализации проекта «Северный широтный ход», стройка получает второй шанс. Сюда приезжают на экскурсии со всей России и зарубежья, а также поисковые отряды.

Лагеря располагались через каждые 10-12 километров, поэтому точное количество построек, которые являются историческим наследием, никто не знает. Да и с каждым годом их становится меньше. Здания разрушаются не получая необходимого внимания со стороны исторических обществ и властей.

Игорь Кузнецов, заместитель председателя регионального отделения «Русское географическое общество» ЯНАО

И с губернатором разговаривали на эту тему, и в администрации разговаривали на эту тему. Естественно нужно сохранять, это понятно, только возникает вопрос, как сохранить и каким образом. Конечно, это должен решать не один человек, но решать это обязательно надо.

В ближайшее время новоуренгойцы смогут посетить объекты 501-ой стройки. Молодежный ресурсный центрй выиграл грант на реализацию проекта «Экскурсоводы газовой столицы». Городские турфирмы уже разрабатывают маршруты посещения 501-ой стройки, презентация которых должна состояться в конце сентября.

Милена Мардоян, специалист молодежного ресурсного центра

Мы провели опрос, и очень много желающих появилось посетить эти исторические места. В частности экскурсии под названием «501 стройка». Сейчас набирается группа. Есть уже более десяти человек, которые точно приедут сюда и увидят все своими глазами.

Кроме того, в тур по «мертвой дороге» отправятся и школьники. Сейчас этот вопрос решается с образовательными учреждениями и профильным департаментом. Однако, специалисты русского географического общества, экскурсии проводят регулярно. Туристов пока еще немного, но все же приезжают.

Игорь Кузнецов, заместитель председателя регионального отделения «Русское географическое общество» ЯНАО

Обращаются часто, особенно после того как мы сходили в экспедицию, составили карту после 2009 года, огромное количество обращений. Со всей России, и с востока и с запада, различные абсолютно города, из заграницы обращаются, приезжают.

Сегодня железная дорога заросла деревьями и мхом, почти все мосты разрушены, а лагерные постройки давно непригодны для проживания. Сложно представить, что какие-то полвека назад, здесь кипела жизнь. Глядя на все это сегодня, можно с уверенностью сказать, что «501-я стройка» — это не только памятник жертвам сталинских репрессий, это монумент великому народу за его стойкость и трудолюбие.

Другие публикации в разделе «История»