Права граждан в системе ОМС, о которых важно знать
Современный мир — то место, где перемены происходят стремительно. К сожалению, в медицинских организациях по-прежнему часто возникают ситуации, когда люди просто не знают, какими правами их наделяет полис ОМС — на изучение этого вопроса не нашлось времени.
Права и обязанности застрахованных лиц в сфере ОМС определены Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Права застрахованных лиц
1. Право на оказание бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС
Помощь оказывается бесплатно медицинскими организациями на всей территории РФ в объёме, установленном базовой программой ОМС, а на территории субъекта РФ, в котором выдан полис, — в объёме, установленном территориальной программой.
2. Право на выбор медицинской организации и врача
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» застрахованное лицо имеет право по собственному желанию сменить медицинскую организацию, но не чаще, чем один раз в год. Исключение составляет смена места жительства гражданина. Для прикрепления к медицинской организации необходимо иметь при себе действующий полис ОМС либо выписку о нём. Заявление о прикреплении нужно написать на имя главного врача в регистратуре выбранной поликлиники.
3. Право на защиту законных интересов и прав в сфере ОМС
Страховые компании не только оформляют полисы ОМС, но и защищают права застрахованных граждан на получение качественной и своевременной бесплатной медицинской помощи. Требуют оплату или нарушают сроки оказания медицинской помощи, отказывают в оказании медицинских услуг по ОМС? Не устраивает качество оказанной медицинской помощи? Медицинская организация не может провести необходимые вам обследования или отсутствует врач нужного профиля? Обращайтесь за помощью к страховым представителям, именно они осуществляют контроль над качеством лечения в случае возникновения конфликтных ситуаций, а также предоставляют необходимую информацию на всех этапах оказания медицинской помощи и защищают права застрахованных лиц в досудебном и судебном порядке.
Обязанности застрахованных лиц
- С 01.12.2022 г. при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев получения экстренной медицинской помощи, необходимо предъявить полис ОМС или выписку о нём либо документ, удостоверяющий личность (для детей в возрасте до 14 лет — свидетельство о рождении).
- Уведомлять об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли путем обращения в страховую медицинскую организацию с документами, подтверждающими произошедшие изменения.
- Осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае отсутствия на территории страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.
Директор Ямальского филиала страховой компании «СОГАЗ-Мед» Анна Валерьевна Юрьева отмечает:
— В условиях современного общества жизнь человека протекает в очень быстром ритме и зачастую не хватает времени разобраться и понять, что нам положено по ОМС, можно ли получить медпомощь бесплатно или как скоро можно попасть к врачу. Поэтому так важна работа страховых представителей «СОГАЗ-Мед», которые консультируют граждан по вопросам системы ОМС, информируют пациентов об их правах и возможностях получения качественной медицинской помощи. Людям, застрахованным в нашей компании, не надо тратить время на изучение законов, ведь они могут обратиться за помощью напрямую к страховым представителям по телефону 8-800-100-07-02 круглосуточно и совершенно бесплатно.