Импульс Севера – Ямальские инфраструктурные проекты являются приоритетными для страны
16+

Ямальские инфраструктурные проекты являются приоритетными для страны

Северный широтный ход, строительство «Ямал СПГ» и порта Сабетта. Эти арктические инфраструктурные проекты отмечены для страны как приоритетные. Они формируют новую отрасль экономики региона. Однако впереди ждут и новые свершения — строительство СПГ терминала Утренний. Это позволит увеличить и закрепить присутствие России на мировом рынке.

Первые сваи долгожданного моста через реку Пур. Часть знакового для региона проекта Северный широтный ход. Без малого десятилетие этот проект, наряду со строительством завода ЯмалСПГ и порта Сабетта, были основными ориентирами экономики Ямала. Два из трёх проектов запущены, а третий уже на стадии, когда достроить дешевле, чем приостановить. И вот, новые планы, на первую часть грядущего десятилетия. В конце марта президент Владимир Путин поручил правительству озаботиться финансированием строительства нового СПГ терминала «Утренний». У него две важные задачи — обеспечить отгрузку СПГ с нового завода АрктикСПГ-2 и ключевая — перевести на новый уровень загрузку северного морского пути.

Дмитрий Медведев, председатель Правительства РФ

Мы должны сосредоточить усилия, на реализации крупных проектов, в том числе инфраструктурных. Их запуск создаст совершенно иные условия для Северного морского пути и потребует от него круглогодичной загрузки.

Фактически, по словам экономистов, речь идёт о формировании новой отрасли экономики для региона.

Геннадий Деттер, кандидат экономических наук

Мы видим, что на территории Ямала формируется крупный морской кластер. Мы, в общем, получаем не только порт отправления, но и порт получения. И возможно, в-третьих, ещё порт обслуживания проходящих судов.

Однако, основная задача терминала — увеличить присутствие России на мировом рынке СПГ. По словам Дмитрия Медведева, в настоящий момент эта доля составляет около 4%. А уже к 2035 году наша страна должна нарастить объёмы до 20% от всего рынка сжиженного газа.

Дмитрий Медведев, председатель Правительства РФ

В случае если мы успешно реализуем два проекта, то валютные поступления в нашу страну будут составлять в год более 30 миллиардов долларов. Это очень значимые деньги для любой страны, конечно.

Но кроме непосредственно доходов от продажи СПГ, большинство экспертов говорят и о другой важной функции проекта — диверсификации поставок газа потребителям. Преимущество трубопроводного газа — дешевизна, но его логистика не гибкая.

Кирилл Истомин, политолог, член РАПК

Поставки СПГ — это новый тренд. И многие Европейские и Юго-Восточные азиатские страны они делают инфраструктуру по приёму СПГ. Это более гибкие форматы, позволяет оперативно применять направления поставок. Есть примеры, когда «НОВАТЭК» в ходе доставки своего танкера, когда с СПГ несколько раз его перепродавал.

Сегодня рынок СПГ очень перспективен. Потребление газа растет и в азиатском регионе, и в Европе. Вот мнение исполнительного директора французской энергетической компании.

Дэнис Клодик, исполнительный директор Сryo Pur

В Европе около 3 тысяч заправочных станций сжатого газа и порядка 80 станций сжиженного газа. И это только начало. Потому, что все говорят о том, что нам нужно новое топливо, особенно для грузовых авто в поездках на дальние расстояния. СПГ — это одно из лучших решений с точки зрения снижения углекислого газа и его частиц.

Кроме внешнего потребителя, ямальский сжиженный газ принесёт пользу и жителям автономного округа. И здесь речь не только о налогах и новых рабочих местах для ямальцев.

Геннадий Деттер, кандидат экономических наук

Также важно для наших посёлков, не включённых в централизованную схему электроснабжения, поскольку мы полностью можем перевести их на сжиженный газ и быть ресурсонезависимым регионом.

Ну и вернёмся к началу нашего сюжета, к строительству Северного широтного хода. Первому, потому что сейчас в планах у руководства страны следующий проект, Северный широтный ход — 2. Это продление железнодорожной ветки из Бованенково к порту Сабетта. Ради его реализации, руководство страны готово пожертвовать распиаренным проектом скоростной магистрали Москва-Казань. Очевидно, что ямальский проект стране сейчас нужнее.

Дмитрий Артюхов, губернатор ЯНАО

Безусловно, потенциал этого региона гораздо больше. Поэтому у нас на повестке — это Северный широтный ход — 2 по проведению сюда железной дороги в Сабетту. Уверен, что в будущем это будет не только мощный центр производства СПГ, но и арктической логистики. Всё для этого есть, понимание у руководства страны для этого тоже есть.

Геннадий Деттер, кандидат экономических наук

Дорога, не дошедшая до порта это не дорога это недострой. Вот когда мы увидим, что она разойдётся и на Харасавэй и на Сабетту, тогда мы она оправдает себя.

Для самого Дмитрия Артюхова этот проект может стать такой же визитной карточкой, какой для его предшественника первый Северный широтный ход. И здесь его задача, по мнению экспертов, применить максимально и искусство политика, лоббиста и, конечно, экономиста.

Кирилл Истомин, политолог, член РАПК

Он именно тот представитель востребованного губернаторского комплекса, который осуществляет экономическое и инвестиционное развитие территории. Это то требование, которое сегодня для регионов выдвигается: умение и возможности зарабатывать. Самим и защищать государственные инвестиции на своей территории.

Эксперты уверенно говорят, решение президента по строительству терминала Утренний, это личная победа, как Дмитрия Артюхова, так и всего Ямала.

Другие публикации в разделе «Власть»