Северный морской путь – самый масштабный инфраструктурный проект в Арктике
Северный морской путь — самый масштабный инфраструктурный проект в Арктике. Он решает сразу несколько стратегических задач. И это не только перевалка грузов. Развитие портового кластера станет одним из локомотивов создания Северного широтного хода-2. Кроме того, Заполярье сегодня привлекательно для частных инвесторов.
Еще не все комментаторы успели высказать свои суждения об итогах международного форума «Арктика — территория диалога», как правительство России уже огласило основные параметры комплексного плана развития инфраструктуры. Он стал дорожной картой одноименного национального проекта. Заложенные показатели эффективности амбициозны, а бюджет плана оценивается более чем в 6 триллионов рублей. Именно арктический регион, по мнению главы государства, станет узловой площадкой, где переплетутся интересы и государства, и частных инвесторов.
Владимир Путин президент России
Сейчас на долю Арктики приходится более 10% всех инвестиций в РФ и убежден, значение арктического фактора в экономике страны будет только расти. Уже в этом году намерены подготовить и принять новую стратегию развития российской Арктики до 2035 года. Она должна объединить мероприятия наших национальных проектов и государственных программ, инвестиционных планов инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов.
Самый масштабный инфраструктурный проект в Арктике — Северный морской путь. В новом нацпроекте он прописан отдельной строчкой, как впрочем, и развитие сети портов. Суммы инвестиций предполагаются внушительными. Совокупно на эти два кластера государство и компании-инвесторы планируют затратить более полутора триллионов рублей. В перспективе возможно появление в регионе отрасли, по значимости сопоставимой с нефтегазовой.
Геннадий Деттер, экономист, кандидат экономических наук
Мы видим, что на территории Ямала формируется крупный морской кластер. Мы, в общем, получаем не только порт отправления, но и порт получения. И, возможно, порт обслуживания проходящих судов.
Для Ямала развитие Северного морского пути и портового кластера может стать драйвером решения других значимых проектов, к примеру, Северного широтного хода-2.
Дмитрий Артюхов губернатор ЯНАО
Мы находимся сейчас здесь в Сабетте. В 170 км. от этого места заканчивается сеть железных России. На Бованенково есть тупиковая станция. Есть уверенность в том, что мы сможем сложить проект с ключевыми нашими участниками «НОВАТЭК», «Газпром», «РЖД», чтобы сеть железных дорог пришла сюда, в Сабетту. Это будет самый восточный порт на трассе СМП с подведенной железной дорогой.
Дмитрий Артюхов сейчас главный лоббист интересов автономного округа. По мнению экспертов, губернатор довольно успешно доводит до руководства государства значимость ямальских проектов для экономики всей страны.
Дмитрий Артюхов губернатор ЯНАО
В целом в Обской губе к 2024 году будет формироваться порядка 70% от поставленной задачи Президентом 80 млн. тонн грузов. Конечно, это требует развития всех базовых условий для инфраструктуры. Поэтому главная наша задача — опережающее развитие инфраструктуры, которое сдерживает сегодня возможные проекты.
По мнению экспертов, сейчас у России есть так называемое «окно возможностей». Удачная экономическая конъюнктура, а именно сочетание высоких цен на нефть, низких ставок, и, что важно, неготовность американских производителей прямо сейчас полностью удовлетворить спрос на рынке СПГ, создают возможности для развития высокомаржинальных российских, ямальских проектов. И санкции здесь не работают.
Владимир Путин президент России
У нас здесь сосредоточено, где — то 13 млрд тонн нефти и 95 трлн кубических метров газа. Это колоссальные общепланетарные запасы. Напомню еще раз, санкционные инструменты не работали, а первая отгрузка с Ямал СПГ пошла в Соединенные Штаты, смешно, но факт и, по-моему, продолжается торговля.
И еще немного о вложениях в арктические проекты. Как считает политолог Евгений Забродин, именно факт того, что крупные зарубежные инвесторы готовы вкладываться как в отдельные проекты, так и во весь Северный морской путь, является показателем перспектив. Китайцы просто так денег не дают.
Евгений Забродин, политолог, директор фонда «Региональная политика»
Очень важно смотреть, куда идут большие и длинные деньги. В мире это, в первую очередь, деньги китайские. Их деньги очень активно идут в Арктику сейчас. Китайцы видят в ней перспективы и видят перспективы развития СМП. Это очень показательно.
Государство готово помогать развивать бизнес в арктических широтах. Создавать льготные условия налогообложения, инвестировать и гарантировать возвратность инвестиций. Региональные власти уже сейчас создают условия для привлечения средств. Однако федеральный и региональный бюджеты не станут единственным источником финансирования. Деньги российских и зарубежных инвесторов — вот показатель того, что у проектов на Ямале есть будущее.