Лидеры общественной инициативы «Право голоса» приняли участие в конференции «Ямал Нефтегаз».
Лидеры общественной инициативы «Право голоса» стали участниками проходившей в Салехарде Международной конференции «Ямал Нефтегаз». Наравне с газовыми генералами, экспертами и экологами они обсуждали главный вопрос — сохранение Арктики для будущих поколений.
Стойбище и вахтовый поселок, тёплый бок оленя и газовый фонтан, миллиарды в бюджет страны и при этом сезонная занятость тундровиков. Они хотят по-новому взглянуть на давно известные вещи. Задача непростая, если учесть, что о взаимоотношениях недропользователей и коренного населения говорят с момента освоения Крайнего Севера.
Виктор Казарин, депутат Законодательного Собрания ЯНАО
Безусловно, высокотехнологично, высокопрофессионально сегодня подходят предприятия к освоению Арктических зон, но нас, проживающих здесь, интересует вопрос — как, используя тот потенциал, которым мы располагаем, направить его таким образом, чтобы сделать задел на будущее.
За сорок лет промышленного освоения Ямал видел всякое — и газовые фонтаны, которые не могли потушить месяцами, и откровенное иждивенчество тундровиков, и нежелание газовых генералов тратиться на поддержку территорий, и насмерть убитую тяжелой техникой тундру, и слезы оленеводов от порушенных святилищ. Сегодня всё изменилось. Отрадно, что это признают коренные.
Валерий Елескин, член общественной палаты ЯНАО, вице-президент Ассоциации «Ямал-потомкам»
Есть хорошая взаимная добрая работа, которая выстроена по работе нефтегазовыми компаниями и коренными народами Севера. Думаю, в дальнейшем она будет продолжаться и улучшаться.
Впрочем, как выяснилось, у медали промышленного освоения две стороны. Пока недропользователи изо всех сил пытаются минимизировать экологический след освоения — штрафы, кстати, здесь играют не последнюю роль — жители посёлков загрязняют собственные водоёмы и насыпают стихийные свалки.
Дмитрий Подгорный, начальник отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром добыча Надым»
С 10-по 14 год нашим обществом на Ямале было отобрано порядка пяти тысяч проб и проведено порядка 90 тыс. химических анализов для того, чтобы оценить воздействие именно на окружающую среду. Вы сказали, я смотрю как производственник. Как оленевод я посмотреть не могу.
Ему с жаром парирует другой газовый пусть не генерал, но полковник точно.
Яна Дордина, руководитель по социальным вопросам Ямал СПГ
Я могу сказать — может. Не просто может, а должна смотреть глазами оленевода. Учитывая, где работают компании, а компании работают там, где проживают КМНС.
Смотреть глазами оленевода можно через трудоустройство коренных жителей Севера в штат компании, через разработку не формальных, а реально работающих программ поддержки коренных народов, а возможно, и через создание консультативных советов, где за круглым столом встречаются топ-менеджеры добывающих компаний, местные власти и тундровики. Рецепт взаимодействия как всегда прост и сложен одновременно — диалог без камня за пазухой.
Эдуард Яунгад, первый заместитель директора департамента по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО
Я вот считаю, что так или иначе в дальнейшем, или, может быть, даже в ближайшем будущем освоение наших северных территорий и традиционный образ жизни, наверное, сольются в некий такой симбиоз, когда одна сторона не сможет существовать без другой стороны. Я на это очень надеюсь.
«Право голоса» продолжает формировать предложения в Народную программу. Одно из них — ликвидация накопленного ущерба и сохранение биоразнообразия Крайнего севера.
Алексей Ардышев, социолог
Общество должно быть представлено при обсуждении вопросов в первую очередь воздействия на экологию. Сейчас стоит вопрос о разработке шельфа. А шельф — это такая достаточно хрупкая экологическая система, и мы бы хотели знать, что технологии, которые применяются — безопасны.
Проект «Право Голоса» переходит на новый уровень. Теперь в обсуждении и подготовке Народной программы участвует и экспертное сообщество. Ямальцы любят свой дом и знают, как его сохранить для будущих поколений.