Импульс Севера – Энтузиасты готовятся к третьему этапу экспедиции «Тайны Мангазеи».
16+

Энтузиасты готовятся к третьему этапу экспедиции «Тайны Мангазеи».

Древнее городище Мангазея, Новая Мангазея, реки Худосей, Покылькы, Турухан. За последние несколько лет члены регионального отделения Русского географического общества провели две экспедиции. Они преодолели путь, которым в XVII веке ходил знаменитый Ерофей Хабаров, присоединивший к России огромные территории Приамурья. Задача, которую ставили путешественники — отыскать древний волок на водоразделе двух больших рек Таз и Енисей, выполнена. Теперь энтузиасты снова собираются в поход. Сегодня в ходе пресс-конференции они рассказали о предстоящем маршруте, строительстве карбаса и предполагаемых результатах заключительного этапа экспедиции.

Вот мы достигли водораздела рек Таз и Енисей. Там Тазовско-Обской бассейн, там Енисейский. И здесь, судя по всему, и начинается мокрый волок.

Цель, которую ставили перед собой путешественники — пройти по древнему волоку на водоразделе двух рек Таз и Енисей, преодолев путь русских первопроходцев 17 века, была достигнута еще в прошлой экспедиции. Сегодня энтузиасты ставят перед собой иную задачу — повторить пройденный маршрут. Но не на моторных лодках, как прежде, а на копии поморского кАрбаса. Это будет историко-географическая реконструкция событий 400-летней давности.

Данил Хусаинов, заместитель руководителя экспедиции по технической части, член «Русского географического общества»

Карбас — это поморское судно разной длины. Наше судно будет составлять в ширину 2 метра, в длину 6, 5 метра, будет две мачты с двумя парусами. Шесть человек будет на веслах и капитан, который будет руководить. Но также будут у нас две лодки обеспечения резиновые. Они все равно будут.

Путь в 500 километров, который предстоит преодолеть энтузиастам от Красноселькупа до Старотуруханска, в давние времена носившего название новой Мангазеи, будет нелегким. Реки, топи и болота. Идти на карбасе предстоит где-то под парусами, где-то используя весла, шесты и даже бичёвку. Они уже заключили договор с Поморским товариществом судостроения на изготовление речного судна. Карбас будет воссоздан в таком виде, в каком он существовал в 17 веке.

Денис Калинин, летописец экспедиции, член «Русского географического общества»

Мы отмели саму возможность установки на него двигателя, при этом мы понимаем, что нам придется идти против течения. И почти все это время будет невозможно использовать парус, потому что реки узкие. Если не будет попутного ветра, то нам придется тащить этот карбас на собственных руках. Не только на волоке, но и в реках. Это, конечно, проверка себя.

Почему экспедиция, в составе которой большинство новоуренгойцев, так интересуется судьбой древнего сибирского города, и путем до волока, который преодолевали мангазейцы? Оказывается, по прямой от Нового Уренгоя к Мангазее всего 270 километров. И между этими территориями давно существовала тесная связь.

Алексей Матвеев, заместитель руководителя экспедиции, член «Русского географического общества»

Надо понимать, что был самый ближайший русский город для ненцев. Мы находимся на берегу Ево-Яхи, и тундровые ненцы, и те, кто живет в лесу, они административно подчинялись Мангазеи. Они платили туда пушной налог. Мы находимся на территории, которую контролировал этот город.

Во времена Ерофея Хабарова, мангазейцы преодолевали путь до волока примерно за 2 недели. Сейчас путешественники закладывают на весь маршрут примерно месяц. Самой большой преградой на пути экспедиции может стать неблагоприятная погода. Без сомнений, отважных путешественников ждет множество испытаний. Но, говорят энтузиасты, ничто не сравнится с радостью от пройденного пути.

Денис Калинин, летописец экспедиции, член «Русского географического общества»

Действительно, тяжелая, каторжная работа, и тебе невыносимо тяжело. Ты приходишь в Туруханск, и думаешь, а когда же следующая экспедиция. Чувствуется, что чего-то не хватает, и хочется опять все это повторить.

Карбас должен быть доставлен на Ямал до конца навигации. Старт экспедиции намечен на 1 июня. По ее итогам путешественники планируют снять документальный фильм. Он поведает о том, как преодолевали расстояния наши предки, и на что в экстремальных условиях способны сегодняшние путешественники.

Другие публикации в разделе «События»