В Новом Уренгое прошла лекция российского антрополога Станислава Дробышевского
Наши далёкие предки не были безнадежно дремучими. Они, как и мы, были романтиками. В Новом Уренгое в Арт-резиденции с лекцией о любви в каменном веке выступил Станислав Дробышевский — антрополог и рок-звезда российского научпопа.
Об эволюции человека мы все более-менее осведомлены. А что насчет эволюции чувств? Насколько любовь понятие древнее? Как проявляли чувства наши предки? Об этом рассказывает российский антрополог Станислав Дробышевский.
Вообще-то у любви есть своя химическая основа, и мы любим, потому что это химический процесс.
Окситоцин вызывает привязанность к другому индивиду, вызывает повышенную доверчивость к своим и, что характерно, недоверие к чужим.
Пусть любовь и имеет рациональное объяснение, это никак не исключает романтику в отношениях. А она была, романтика. Уже много тысяч лет назад. Доказательство тому — анализ останков, который подтверждает обмен бактериями между людьми. Правда одна из версий этого обмена — каннибализм.
Кроме поцелуйчиков были и любовные письма, и подарки возлюбленным. Более того, во времена естественного отбора, когда выживал сильнейший, люди заботились о больных, слабых и раненых. Об исследованиях жизни древних людей ученый рассказал простым языком и с юмором, ответил на вопросы из зала.
— Насколько мы знаем, доверие и любовь возникают на основе откровенных разговоров. А как было в каменном веке и как люди признавались друг другу в чувствах?
— Все те же самые слова были, потому что язык с того момента, как он появился, а где-то полмиллиона лет назад он уже точно был, у людей того периода все морфологические признаки речи есть.
После лекции — традиционное общее фото и подарок за лучший вопрос: может ли любовь исчезнуть из жизни людей, перестать быть необходимой? Ответ: может, но в очень далеком и гипотетическом будущем.
— Что дают знания о прошлом современному человеку? Знания того, что мы живем очень хорошо. Потому что если не знать, многие начинают страдать по каким-то совершенно не значимым мелочам на самом деле.
Чтобы не повторять ошибки, надо знать какое было прошлое. Если мы знаем, что неандертальцы вымерли потому что…значит не надо вести себя, как неандертальцы.
— Почему ваш выбор пал на антропологию?
— С детства я интересовался всяким прошлым и, когда учился в школе, был свято убежден, что буду изучать динозавров. А потом, когда было распределение, пошел узнавать по кафедрам кто чем занимается и обнаружил, что на кафедре антропологии самые благорасположенные люди.
Как говорит сам Станислав, этому есть объяснение. Антропологи изучают людей, поэтому любят людей.