Эксперты предлагают пересмотреть учебные планы и выделить детям время на прогулки
Школьный класс страшнее института. Эксперты посчитали и пришли к выводу, что российские школьники слишком много времени проводят за учебниками. Это негативно сказывается на их здоровье. Существуют СанПиНы, которые, казалось бы, чётко регламентируют количество уроков, внеурочных занятий и домашней работы. Однако, санитарные нормы нередко нарушаются. За домашними заданиями российские дети сидят чуть ли не дольше всех в мире. В среднем — 10 часов в неделю. Опережают нас только китайцы. У них на домашку уходит до 14 часов. Чтобы, облегчить жизнь школьникам, эксперты предлагают ввести новые образовательные стандарты. Ожидается, что появятся они уже в этом году.
В семье Анны Миллер четверо детей. Тройняшки Иван, Илья и Лена учатся в восьмом классе, младшая Вика — в шестом. Школьные занятия заканчиваются обычно в два часа дня. Затем около часа на обед и отдых и снова за парты — делать уроки. К шести вечера, когда мама возвращается с работы, вся домашка практически выполнена. Но, это в те дни, когда нет футбола, бильярда, тенниса. А, если тренировки и много задали, из-за учебников дети выбираются в восемь, а то и в девять вечера. В прогулках приходится отказывать, занятия в приоритете.
Анна Миллер
Но, если бы было меньше предметов в день, было бы больше для себя для здоровья. Это звучит как-то погулять, но это же много в этом слове.
Взрослые с ностальгией вспоминают беззаботное детство с играми во дворе. У современных школьников всё не так. Учебная нагрузка растёт, а работоспособность, особенно в конце четверти, стремительно падает. Медики нередко сталкиваются с переутомлением школьников, когда дети вдруг становятся неусидчивыми и беспокойными или, напротив, вялыми и подавленными.
Елена Жук, медицинский психолог Центра здоровья детей
Если рассматривать учебную работу детей — это колоссальный умственный труд, связанный с деятельностью центральной нервной системы. Интенсивная учебная работа приводит к утомляемости, которая сказывается на показателях умственной работоспособности.
Требования к педагогу сильно меняется. Сегодня в процессе обучения он выступает скорее, как путеводитель в мире знаний. Главная задача — заинтересовать, что зачастую сводится к поиску интересных фактов и работе с дополнительным материалом. А это обычно ложится на плечи ребёнка и, хорошо, если родители могут и готовы помочь. Увеличивается объём теоретической информации. Даже уроки музыки — это уже давно не просто слушать и петь, а биографии и разбор мелодий. При этом сокращается количество учебных часов, отведённых на такие сложные предметы, как русский и математика. При том же объёме, усваивать их приходится гораздо быстрее. Впечатляет просто количество тем, которые младшие школьники успели пройти уже за первую четверть.
Девять учебных недель, насколько я помню. Вот по русскому языку — это 45 тем было пройдено за первую четверть.
В конце каждой темы контрольная или проверочная работа. Конечно, учитель заинтересован, чтобы отметки по ним были хорошими. И здесь, как говорится, повторение — мать учения. Родители тоже хотят видеть детей отличниками. Нет-нет, да и посетуют, что домашней работы много.
Анна Шевченко, учитель начальных классов средней школы № 17
Да, мне они неоднократно говорили, что много времени просиживают. Но, опят же мнения расходятся. В основном сидят те, которые слабо усваивают материал.
Допустимый объем школьной нагрузки определён санитарными нормами. Все уроки, кружки, факультативы должны быть строго ограничены по времени. Например, первоклассники не могут проводить в школе больше 21 часа в неделю. Домашняя работа в начальной школе не должна превышать 30 процентов от пройденного на уроке. Однако, слабым ученикам для твёрдых знаний этого часто недостаточно. И тут встаёт выбор — соблюдать СанПиН или нагружать детей домашней работой.
Анна Шевченко, учитель начальных классов средней школы № 17
Не всегда. Эти дети, которые слабые, им нужно больше для того, чтобы закрепить материал. Сильному ребёнку достаточно один раз услышать, но кому-то надо один раз решить задачу, кому-то два, а кому-то пять, чтобы запомнить, как её решать правильно.
Родителям приходится выбирать: закрывать глаза на отметки и ходить на прогулки или днями на пролёт учиться. Эксперты же предлагают пересмотреть учебные планы и убрать «лишнее». Что, в свою очередь, вызывает у педагогов серьёзные опасения. Современные выпускники итак недостаточно хорошо знают русский и математику. А, если часы сократить — это плохо скажется на результатах ЕГЭ.
Елена Зорина, учитель русского языка средней школы № 17
Очень мало читают. В основном это чаты, это телефоны, а там мы не видим того, что можно назвать примером стиля. — Если исходить из того, что дети не много знают, не получим ли мы ещё большую деградацию? — Сокращать программу не нужно. Нет, конечно.
Дарья Грушева, учитель математики средней школы № 17
Говорят, что математику для того учить надо, что она ум в порядок приводит. Упрощение данного предмета будет отрицательно сказываться на развитии детей, поэтому математику надо изучать в полном объеме.
Как изменятся учебные планы — покажет время. Эксперты собираются пересмотреть их уже в текущем году. Но, вопрос сохранения баланса между здоровьем и успехом школьника по-прежнему остаётся на совести родителей.