Импульс Севера – На Ямале авиация остаётся одним из самых дорогих видов транспорта.
16+

На Ямале авиация остаётся одним из самых дорогих видов транспорта.

Сегодня авиация остаётся одним из самых дорогих видов транспорта. На стоимость авиаперевозок в последнее время пассажиры жалуются часто. Но негодование северян достигло своего пика после появления невозвратных билетов и штрафов за отказ от полёта. Свои претензии пассажиры адресуют исключительно авиаперевозчику. Мы попытались найти ответ на вопрос: почему нельзя летать дёшево?

Путешествие по воздуху — удовольствие дорогое. А для северян ещё и практически единственно возможное средство передвижения. Последние три года правительство Ямала стабильно субсидирует более тридцати авиамаршрутов. Эксперты уверены, на Крайнем Севере без помощи государства авиации не выжить. В плюс летают только на юге, на Севере «прибыль» всегда в красной зоне. Особенно сложно в конце января—феврале, когда пассажиропоток замирает.

Василий Крюк, генеральный директор авиакомпании «Ямала»

Применить вот эту сетку ко всем направлениям невозможно. Всё зависит от той ценовой политики, которая существует. Вполне естественно, что северные порты — дороже.

Любители путешествовать ставят в пример Запад, где развита система лоукост. Проще — это минимум сервиса, что позволяет существенно снизить стоимость перевозки. Система эффективна при высоком пассажиропотоке и на расстояниях до 1000 километров. Россия попыталась пойти по этому пути. Принятые в 2014 году поправки в Воздушный кодекс разрешили авиаперевозчикам продавать невозвратные билеты. Ожидалось, что нововведение поможет снизить стоимость перелётов. Наш пассажир этот тариф не принял — отказ от перелёта оказался слишком дорог.

Николай Бабин

Не нравится возвратность. Чтобы сдать билет, берут очень большие проценты. 25% за сдачу билета, штрафные санкции 2700 и ещё 700 за возврат.

Пассажиры, не вдаваясь в тонкости экономики, обрушили волну негодования на авиаперевозчика, который оказался мальчиком для битья. Но в авиакомпании «Ямал» штрафные санкции — самые низкие в России. Так почему в нашей стране нельзя летать дёшево? Потому что в стоимость билета входит дорогое обслуживание в аэропортах, высокие цены на керосин и длительность обслуживания лайнера в порту. Фактически, аэропорт может обанкротить любую маленькую авиакомпанию.

Алексей Захаров, аналитик ИХ «Финам»

Обычные авиакомпании платят столько-то, а лоукостеры платят меньше обычных. Когда «Аэрофлот» нам говорит, что мы будем продавать невозвратные билеты за 10 тысяч рублей, в то время как обычный стоит 12 тысяч, это смешно…

В этом году авиакомпания «Ямал» уже налетала 32 миллиона километров. Её лайнеры садятся и взлетают в разных портах. И стоимость билета напрямую зависит от тех самых трёх факторов. К примеру, стоимость керосина колеблется от 35 до 50 тысяч за тонну. Рейс Москва — Новый Уренгой сжигает около 9 тонн. Самый дорогой аэропорт — Салехард.

Валерий Терещенко, заместитель генерального директора по развитию аэропорта «Салехард»

Есть утверждённые ставки сборов аэропортов. Мы от них отступить ни на йоту не можем. Поэтому говорить, что аэропорт Салехард дорог, и мы сами это придумали — этого нет.

Чтобы выжить, господин Крюк уже дважды понизил заработную плату персонала компании и пошел на беспрецедентный шаг — салон прибирают бортпроводники, в аэропортах эта услуга стоит 20 тысяч рублей.

Василий Крюк, генеральный директор авиакомпании «Ямала»

Сейчас все ставки сборов с изданием 241 приказа аэропорт формирует сам, за исключением четырёх регулируемых государством.

Сборы аэропорта зависят от количества принимаемых судов и услуг, которые они оказывают. В окружной столице взлётов-посадок 10-12 в сутки, но полоса должна быть готова круглосуточно. С начала зимы на борьбу с её обледенением уже потратили 2,5 миллиона рублей.

Ильяс Насибулин, начальник аэродромной службы аэропорта «Салехард»

На земле для безопасного полёта одного лётчика по расчётам, это уже статистика, 27 человек на земле обслуживают это воздушное судно.

С начала кризиса российский рынок авиаперевозок сократился на тридцать процентов, северяне пока не сдаются. Но очередной скачок цен на топливо может заставить летать меньше.

Главная составляющая стоимости билета — услуги аэропорта, они забирают более 31 процента от общей суммы расходов. Затем — цена на керосин. Только в этом году авиакомпания «Ямал» потратила на ГСМ 26 процентов. Федеральная антимонопольная служба заявляет, что стоимость авиационного топлива не растёт, в то время, как перевозчики утверждают обратное. Не менее весом лизинг самолетов, который оплачивается в долларах. У авиакомпании «Ямал» их 28, это 3 миллиарда в год или 25 процентов. Заработная плата пилотов — менее десяти. Метеообеспечение, питание, аэронавигация и агентские услуги — в целом менее 9 процентов. Легче станет с приходом Sukhoi Superjet 100. Тогда действительно можно будет говорить о снижении тарифов.

Василий Крюк, генеральный директор авиакомпании «Ямала»

Да, действительно, там лизинговые платежи будут в российских рублях, и там будет дешевле.

Как ни парадоксально звучит, но билеты продает не авиакомпания, а мозговой центр, опутавший планету авиапаутиной. Смысл её работы подчинён законам мировой экономики и поразительно прост: выигрывает тот, кто покупает билет первым. Последний пассажир платит за все риски — задержки вылетов, посадку на запасной аэродром, неполную загрузку, дополнительное питание. Это не прихоть компании «Ямал», а законы экономики. Мировая система продажи перевозок бесстрастна и работает исключительно на прибыль. Бизнес — ничего личного.

Василий Крюк, генеральный директор авиакомпании «Ямала»

У компании денег нету. Это деньги ваши все. Пассажиров. Другого источника нету. Если мы хотим дешевые билеты, хорошие услуги, красивые кресла — то это чего-то стоит.

Но самая дорогая статья — безопасность полетов: подготовка персонала, ремонт и содержание авиалайнера. И та самая подготовка взлётно-посадочной полосы. Золотая формула равновесия интересов компании и пассажиров была найдена ещё в советское время — поставщики топлива, аэропорты и авиакомпании получали равные доли — по 25 процентов. Это называется государственным регулированием. Главный вопрос сегодня — какие меры правительство примет для того, чтобы бюджетный авиаперевозчик в России перестал быть мифом.

Другие публикации в разделе «Экономика и финансы»