Импульс Севера – Учёные исследуют реки вдоль трассы Салехард-Надым-Новый Уренгой
16+

Учёные исследуют реки вдоль трассы Салехард-Надым-Новый Уренгой

Реки вдоль трассы Салехард-Надым-Новый Уренгой под наблюдением учёных. Сотрудники Научного центра изучения Арктики и Московского госуниверситета уже два года исследуют эту территорию. Они изучают как меняются реки, как разрушаются берега и строят комплексную водно-эрозионную модель прогнозирования опасных гидрологических процессов в условиях изменения климата. Да, все взаимосвязано.
Казалось бы, ничего удивительного — река да и только. Однако учёные, глядя на водный объект, могут многое рассказать. Исследователи Научного центра изучения Арктики и Московского госуниверситета уже два года изучают реки, которые протекают вдоль трассы Салехард-Надым-Новый Уренгой. Они исследуют то, как сильно изменились характеристики рек из-за изменения климата. Только за последние пять лет на Ямале стало теплее на 4 градуса.

Сергей Чалов, профессор кафедры гидрологии суши МГУ им. М.В.Ломоносова, заведующий научно-исследовательской лабораторией эрозии почв и русловых процессов:

— Гидрология, вода — это зеркало климата. Климат меняется. Меняется вся гидросфера, все водные объекты. Эти линии они очень прямые. Как-то у нас в конце 70-х прошёл климатических перелом. Артика — это горячая точка климатических изменений. Тут самые быстрые для всего мира темпы увеличения температур воздуха, трансформации систем осадков. Соответственно всё это является таким вот фактором, воздействующим на реки"

А реки, в свою очередь, могут повлиять на мосты, дороги и другие сооружения. И даже разрушить их. Избежать аварийных ситуаций можно, говорят ученые. Вычислив расчётные параметры, они смогут спрогнозировать опасные гидрологические процессы в условиях изменения климата. Да и в целом обновят базу данных.

Сергей Чалов, профессор кафедры гидрологии суши МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий научно-исследовательской лабораторией эрозии почв и русловых процессов:

— Сегодня и те расчёты, которые делались при проектирование этой трассы, они были основаны на данных по сути середины 20 века. На тех методических разработках, основанных на тех данных, которые собирались в те годы. Поэтому сейчас Центр изучения Арктики — Салехардский, при поддержке Правительства инициировала эту работу по организации современной сети наблюдений"

В работе учёным помогают студенты-практиканты кафедры гидрологии и суши.
Евгения Панченко, младшая научная сотрудница Института водных проблем Российской академии наук:

— Они вон сами измеряют всё. Их пятеро: двое ландшафтоведов — они сейчас копают шурфы, почвы и делают описание берегов. Гидрологов трое. Они всего закончили третий курс и уже умеют работать с большим количеством оборудования.

Ульяна Конева, студентка географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова:

— Вот можно посмотреть здесь расход воды. То есть количество воды, которое проходит через сечение реки. И оно 2,8. Это для такой реки хорошо. Межевальное значение.

Александр Печкин, научный сотрудник сектора геоэкологии Научного центра изучения Арктики:

— Раньше в том числе по данным отложений травы определяли максимальный уровень воды. Минус этого в том, что не понятно в какие даты это проходило и с какой интенсивностью. Наши датчики логеры. Они могут показывать именно высоту с точностью в пол сантиметра и устанавливать даты.

Эти гидрологические датчики стоят с 2022 года. Они круглогодично собирают информацию о стоке воды и наносов в реках. А также метеорологических характеристиках — температуре, осадках и других параметрах. Пока таких датчиков установлено всего шесть. Они расположены по всей трассе.

Всеволод Морейдо, руководитель группы моделирования научно-исследовательской лаборатории эрозии почв и русловых процессов имени Н. И. Маккавеева:

— Наши измерения, которые мы сейчас будем делать и которые мы уже делали в этом створе. Они позволяют связать уровень воды с количеством воды, которые проходят через створ и по этой связи мы можем понять при уровне половодья сколько здесь проходило воды.

Итогом учёных станет комплексная водно-эрозионная модель прогнозирования опасных гидрологических процессов в условиях изменения климата. На такое исследование они потратят 5 лет.

Другие публикации в разделе «Экология»