Как армейский лётчик стал пилотом вертолёта
В это воскресенье, 9 февраля, в России будут отмечать День гражданской авиации. Кайрат Джаксбаев сегодня работает пилотом вертолёта в Новом Уренгое, а до этого управлял военными бортами. Как он стал лётчиком, почему перешёл в пилоты, и как его испытывало небо?
Кайрат Джаксбаев, второй пилот ООО «Газпром авиа»:
— Лётчики — люди суеверные, на самом деле. Стараются перед полётом не фотографироваться, не снимать ничего на камеру.
Корни этой приметы уходят во времена Первой мировой, когда один из лётчиков перед боевым вылетом сфотографировался и не вернулся обратно. Кайрат Джаксбаев прекрасно знаком с военными лётными традициями и суевериями, ведь в гражданскую авиацию он пришёл из армейской: почти всю жизнь управлял боевыми машинами, как и его отец.
— Я всю жизнь прожил в авиационных военных городках. В общем-то, любовь к авиации привил мне отец, он тоже летал на вертолёте Ми-8, а ещё был командиром воздушного судна. Я родился в ноябре, а отец уже воевал в Афганистане, он там прослужил два года. У них очень известная эскадрилья была — эскадрилья Белова. Они два года там служили — летали, воевали на Ми-8. Потом по распределению мы попали служить, ну, отец попал, в Чехословакию. Там прожили пять лет.
Оттуда семья переехала в самый известный в мире авиагородок — Кубинку. Всё детство Кайрат наблюдал как «Русские витязи» и «Стрижи» покоряют небо. Так же как и отец, дядя и два двоюродных брата, продолжатель династии решил поступать в Сызранское лётное военное училище.
— Поэтому в 1998 году я поступил. В 2003 году закончил, тогда оно уже стало Сызранским военным авиационным институтом, и с 2003 года начал служить в войсках в звании лейтенанта. Попал на должность помощника командира вертолёта Ми-26, потом ушёл на должность лётчика-штурмана, выполнял полёты на Ми-8. В 2008-2009 годах стал командиром экипажа. Проходил службу в Калужской области и Нижегородской.
Он выполнял задачи в Чечне, Ингушетии и Дагестане. Во время полётов бывали разные ситуации, вспоминает Кайрат, однажды проверку на прочность винтокрылой машине и людям устроили горы Большого Кавказа.
— Когда обратно возвращались, облачность поднялась, соответственно, нам пришлось горы пересекать в облаках. Температура на земле была в районе +25…+30 градусов, а у нас на высоте 3 500-3 600 метров началось обледенение. И ты понимаешь: летим в облаках, начинается обледенение, не дай бог, двигатель выключиться, тогда выполнять посадку вслепую уже не сможем — внизу горы. Это один из тех случаев, когда было очень неприятно. Службу я закончил в 2019 году в должности заместителя эскадрильи вертолётов Ми-8. После этого уволился, но посчитал, что всё-таки необходимо дальше продолжать полёты, так как мне это очень нравится. Поэтому я принял решение уйти в гражданскую авиацию. И ни минуты не сожалею об этом, поскольку прекрасно понимаю, что с возрастом хочется других полётов — спокойных.
Работать в суровых климатических условиях Арктики тоже непросто. Часто здесь при отсутствии видимости и ориентиров небо и земля сливаются в одно молочное пространство, поэтому пилотам долгое время приходится лететь по приборам.
— Неудобно то, что низкие температуры, обледенение тоже сказывается. Опять же, подготовка вертолёта немного другая, не такая, как на земле, например. И курсовые системы здесь, на Севере, немного не так работают, особенности есть. Не зря, наверное, самые первые Герои Советского Союза — полярные лётчики, которые спасали экипаж корабля, терпящего бедствия.
Профессия пилота опасная, она требует большой самоотдачи, крепких нервов и постоянной шлифовки навыков.
— Лётчик всю жизнь учится, однозначно. Это одна из тех профессий, как и врач, где необходимо всё время учиться, всегда поддерживать свой уровень подготовки на высшем уровне, ведь, как говорят, если у тебя на земле отлично, то и в воздухе хорошо. Поначалу всегда кажется, что трудно, а на самом деле я сейчас больше летаю на вертолёте, чем вожу автомобиль. У меня есть автомобиль, но на нём не езжу, больше летаю.
Полёты — вся его жизнь. Вначале главным делом Кайрата Джаксбаева было служение Родине, а теперь — людям, пассажирам. Он в небе уже 24 года, а это четыре тысячи лётных часов.
Кайрат Джаксбаев, второй пилот ООО «Газпром авиа»:
— Все мои мечты сбылись. Летать — главная мечта. Это самая лучшая работа на свете — быть лётчиком.
Больше новостей — в телеграм-канале «Импульс Севера».